Китайские бизнес-технологии

Китайский опыт развития экономики, который убедительно свидетельствует о том, что бизнес может успешно развиваться в условиях социализма,   имеет немало сторонников в России. Вместе с тем китайский бизнес имеет свои специфические особенности.

В ТПП РФ также внимательно изучают успехи КНР в сфере экономического возрождения. Активно действует российско-китайский деловой совет. В Китае функционирует зарубежное представительство.

О специфике китайского бизнеса рассуждает эксперт Петр Девятов.

Исключительной особенностью китайского бизнеса выступает стойкое и неизбывное желание китайцев вести дела через третье лицо, тогда как в логике европейцев «третий – лишний» и «третьего не дано». Китайская специфика в отношении третьего определяется психическим складом «желтых людей, лучших из лучших», где важнейшей характеристикой статуса человека выступает «лицо», которое «нельзя потерять», прежде всего, перед своим кланом. Ибо любой китаец всегда находится в сети связей, на которые он опирается, от которых всегда вправе получить поддержку и которые можно «протягивать» на любой доступный клану уровень власти, денег, криминала.

Так вот, третье доверенное лицо на пути к сделке нужно для того, чтобы выступать демпфером поглощения негатива, острых и неудобных вопросов или невыполнимых претензий, что и уберегает «высокие договаривающиеся стороны» от возможной «потери лица» при прямом диалоге, где один из двух неминуемо так или иначе оказывается в проигрыше. Третий выступает и в какой-то степени защитой от обмана, как заложник или держатель залога.

Второй особенностью китайского бизнеса выступает происходящее все от той же угрозы «потери лица» стойкое нежелание каких-либо формальных арбитражей и свойственного европейцам упования на писаный закон. Ибо в китайских судах сидят все те же представители кланов, которые всегда будут подсуживать своим либо потребуют огромных отступных. Китай – родина бюрократии, а потому никакой вопрос, хоть как-то расходящийся с указами власти, не может быть даже поставлен без крупной взятки. В связи с этой «китайской спецификой» разногласия подлежат не суду, а согласованиям, где важнейшую роль играет неформальный, но компетентный посредник.

Третьей особенностью китайского бизнеса остается директивное государственное  планирование и ритмичность принятия решений, открытия финансирования или начала каких-то работ в государственных компаниях от середины марта (принятие годового плана) до середины августа. Так, если в августе нет решения, то в сентябре уже никто ничего решать не будет, ибо до 1 октября – государственный праздник – время отчетов. Затем в ноябре-декабре – завершение годового плана. Год в КНР начинается в марте.

Четвертой особенностью является сугубый прагматизм, ибо главным мерилом благополучия выступают деньги. Акционерный капитал, инвестиции, ценные бумаги – там, где нет живых денег или силовых гарантий прав собственности, распоряжения и пользования натуральными стоимостями (сырьем, оборудованием, товарами) – все  это западные ловушки. Отсюда боязнь ответственности за непредвиденные убытки от «заморских чертей». Высокомерное недоверие к иностранцу. И привычка опоры на китайцев, которых и за рубежом всегда можно найти через сеть его клана.

Пятой особенностью выступает привычка китайца к бумаге. Поскольку китайцы произносят речи словами, а пишут не буквами, обозначающими звуки, а иероглифами, передающими целые смыслы, то говорят и думают они не одновременно. Обдумывание требует долгих закулисных согласований мнений и убедительного доклада первому лицу, который и принимает окончательное решение. Если у китайца нет опыта, то делать он ничего не станет. Устные переговоры не носят обязательный характер. Китаец всегда стремится обсуждать и править письменный документ.

Таковы пять нот, в которых заключается вся «музыка» и весть трепет китайского сердца в бизнесе. Чтобы завоевать сердце китайца или хотя бы иметь с ним дело на взаимовыгодной основе, нужно знать эту «музыку», столь не похожую на европейскую. Практика же показывает, что попытки найти в китайском сердце искренний отклик на западные ноты, не входящие в китайский душевный ряд, как правило, не только абсолютно безрезультатны, но и зачастую противоположны замыслу.

Поэтому российским компаниям, имеющим намерения строить долгосрочный бизнес с китайцами, изначально стоит подумать о компетентных специалистах и экспертах, владеющих китайскими бизнес-технологиями и имеющих нужные связи.

ТПП-Информ



Добавить комментарий