Как расстреливали врагов китайской власти

Образцовый хунвэйбин Ли Чжэньшэн

Эпоха правления Мао тем интересна, что представляет собой невероятный сплав из попыток осуществить самые фантастические идеи способами, которые превращали жизнь в театр абсурда. Это вам не застойные времена Брежнева или Путина-Медведева, когда апатичное население безразлично смотрит на фарисейство власти. При Мао жизнь била ключом, хотя и все время по морде. Поражающие масштабы вовлеченности народа в политическую жизнь завораживают. Особенно в периоды Большого скачка и Культурной революции.

Хотя Мао считал Культурную революцию на 30% ошибочной, но в целом правильной, а ЦК КПК в 1981 году ее безоговорочно осудил, на мой субъективный взгляд, в народной памяти Культурная революция осталась событием неоднозначным. С одной стороны, совершенные в те времена преступления ужасны, а с другой, что-то было в ней необъяснимо притягательное, бескомпромиссное и глубинное. Стоит хотя бы вспомнить работы Тянь Тайцюаня (http://www.daokedao.ru/2009/06/02/teni-xunvejbinov/) или романтическое изображение хунвэйбинов в живописи (http://www.daokedao.ru/2009/06/15/romantiki-kulturnoj-revolyucii/).

Сегодня речь пойдет о документальных свидетельствах времен правления Мао, которые сохранились благодаря китайскому фотографу Ли Чжэньшэню (李振盛) . Биография его типична для Китая того времени и, одновременно, необычна. В пору своей юности в 1963 году, работая в газете фотокорреспондентом, он был сослан на два года в сельскую местность, изучать работы Мао. Вернувшись после перевоспитания, в 1966 году, как раз накануне Культурной революции, он примкнул к хунвэйбинам и получил возможность снимать в самой гуще событий то, как творилась китайская история. Вряд ли Ли Чжэньшэн полностью разделял господствующую в то время идеологию, потому что предметом его фоторепортажей были не только идеологически правильные сюжеты, но и преступления совершаемые во имя светлого будущего. Негативы фотографий, которые не вписывались в редакторскую политику, Ли Чжэньшэн прятал в особом тайнике. Именно они и стали настоящей информационной бомбой, после либерализации политической жизни в Китае. В 1988 году Ли устраивает в Пекине выставку некоторых своих тайниковых фотографий. А в 1999 готовит книгу «红色新闻兵», которая под названием «Red-Color News Soldier» выходит в 2003 году в США.

Из всех фоторабот Ли Чжэньшэня, одними из наиболее запоминающихся являются фотографии, запечатлевшие суд на врагами китайской власти.

Пятого апреля 1968 года фотограф присутствовал в Харбине при расстреле семи мужчин и одной женщины. Женщина и ее любовник обвинялись в том, что убили мужа женщины, еще четверо были обычные уголовники, а двое остальных считались политическими заключенными, главарями контрреволюционной группы.

Расстрел прошел показательно. Каждому из приговоренных надели на шею большой плакат, на котором были написаны его имя и совершенное преступление. Затем, усадив по два человека на грузовик, провезли по городу. Расстрел происходил на окраине Харбина, недалеко от крематория. Со связанными руками смертников поставили на колени и расстреляли.

И небольшая подборка фотографий Ли Чжэньшэня, которые удалось найти в китайском интернете в хорошем разрешение.

Все фотографии, вошедшие в книгу «Red-Color News Soldier», можно посмотреть на сайте Photoshelter.



Добавить комментарий