Полет черного «Кречета»

J_31_China_640

Шэньян J-31 — китайская заявка на создание многоцелевого «стелс»-истребителя пятого поколения; эксперты РП обсуждают его достоинства и недостатки
Одним из самых запоминающихся моментов авиакосмического салона Airshow China-2014 стала демонстрация в полете новейшего малозаметного истребителя КНР, известного за границей под названием Шэньян J-31. В будущем он может встать в один ряд с такими проектами истребителей пятого поколения, как американский F-35 и российский ПАК ФА.

Завеса секретности над самолетом была приподнята лишь на короткое время — после показательного полета выкрашенный в черный цвет истребитель не был выставлен ни на одной из площадок выставки, доступных широкой публике.

Спорным остается даже название самолета, разработанного оборонной госкорпорацией AVIC. Китайские истребители обычно получают индекс J или «Цзянь» (название традиционного китайского меча) когда есть планы поставить их на вооружение ВВС Национально-освободительной армии Китая. Но в официальной программе авиашоу в Чжухае малозаметный истребитель был назван не J-31, а FC-31 (Fighter China-31) — такой индекс указывает, что самолет предназначен на экспорт.

Впрочем, в военных изданиях его чаще всего называют просто «Кречет». Перспективный самолет — китайский ответ на американскую программу «Единый ударный истребитель» (JSF), в рамках которой был создан малозаметный истребитель F-35, говорит главный редактор еженедельника «Авиационная и ракетная техника», эксперт по военной авиации Иван Кудишин. Он рассказал, что сотрудник его издания наблюдал показательный полет «Кречета» и отметил два важных момента в его конструкции.

«У него огромный грузоотсек, где помещаются четыре противокорабельные ракеты, при этом отсутствуют боковые грузоотсеки для ракет воздушного боя. Не очень понятно, как сделаны его воздухозаборники. Возможно, китайцы переняли у индусов серпантинный воздуховод, огибающий все внутренние конструкции — получается такой извилистый лабиринт. Это очень важно для малозаметности самолета в радиолокационном спектре, поскольку экранирует от прямого облучения первую ступень компрессора двигателя. Еще такой подход позволяет рационально «закомпоновать» самолет, не ставя во главу угла прохождение трасс воздухозаборников», — перечисляет Кудишин впечатления очевидца в беседе с «Русской планетой». Он также отметил, что самолет позиционируется как палубный.

По словам специалиста, «Кречет» может получиться не хуже, а даже намного лучше F-35. «Помимо двухобъемного грузоотсека, самолет имеет два двигателя, что делает его надежнее однодвигательного F-35. Конечно мы мало знаем о его бортовой электронике. Мы даже не знаем, что нам показали: демонстратор технологий, прототип, предсерийный самолет. Но он даже внешне выглядит весьма благородно и не производит впечатление сделанного на коленке. Видно, что его делали долго и внимательно».

Это первый китайский самолет пятого поколения, полностью ориентированный на внешний рынок, отмечает эксперт: «Если на нем будет ставиться упрощенный бортовой комплекс, это скажется на цене в самую лучшую сторону, точно меньше ста миллионов долларов. Тогда в развивающихся странах смогут себя позволить пятое поколение».

С наличием большого потенциала у «Кречета», соглашается эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин, также наблюдавший маневры новейшего самолета. «Это точно нельзя назвать «показухой». Китайцы очень болезненно относятся к потере лица на публике и показ J-31 означает, что в его основных, отвечающих за полет, системах они уверены. В ходе показа ничего особенного не увидел, а на земле посмотреть не было возможности даже издалека — это неудивительно, ведь проект закрытый», — вспоминает Кашин в беседе с РП.

«Кречет» может составить конкуренцию другим истребителям этого класса, даже если сам частично скопирован с других самолетов, считает эксперт.

«Насколько можно судить, промышленные шпионы КНР украли терабайты информации у компании-производителя F-35 и максимально скопировали если не внутренние узлы, то форму планера (структурная часть самолета без силовой установки и оборудования). Один известный китайский летчик также отмечал в интервью, что в J-31 максимально использованы решения из новейших истребителей четвертого поколения вроде J-10B и J-16. Но неважно насколько оригинален самолет, когда есть уже готовое изделие», — поясняет Кашин.

Как подчеркивает эксперт, на проект может повлиять и Россия, которая собирается поставлять для «Кречета» двигатели РД-93. «Многое зависит от разработки китайцами собственного двигателя — пока они зависят от российского мотора, а им нужно что-то мощнее. В любом случае у них есть пакистанский рынок и еще два-три таких же», — добавляет он.

На примере «Кречета» хорошо видно, что авиастроительная индустрия Китая сократила имевшийся раньше разрыв с флагманами отрасли, отмечает Кашин. «Очевидно, что больше нет отставания на поколения ни от России, ни от Европы. Серьезный разрыв сохраняется только с США, которые уже начали серийный выпуск истребителя пятого поколения», — заключает эксперт.

Алексей Аликин



Добавить комментарий