Дефицит женщин в Китае способствует росту ВВП

deficit

В Китае соотношение мальчиков и девочек при рождении 117:100. В стране огромный дефицит женщин. Но как полагают китайские экономисты, это и к лучшему: он порождает дополнительные 2% роста ВВП в год, потому что мужчинам приходится «крутиться», чтобы заработать на жену.

Политика «одна семья – один ребёнок» вызвала в Китае половой перекос. В стране, совершающей переход из Третьего мира во Второй, отсутствует социальная система, пенсии получают лишь 10% населения (чиновники, партийцы и военные). По китайской традиции бремя ухода за стариками ложится на плечи сына, и потому семьи стараются заводить мальчика. В стране запрещены анализы УЗИ, показывающие пол ребёнка ещё на ранних стадиях беременности, врачу за такую процедуру грозит до 2 лет тюрьмы. Но многие китайские семьи прибегают к подпольным анализам, и в случае, если плод оказывается девочкой, предпочитают сделать аборт.

В стране насчитывается десятки миллионов одиноких мужчин среднего возраста, которым так и не досталась жена (по разным оценкам, от 20 до 40 млн. человек). Развит и гомосексуализм (до 4% мужского населения – около 30 млн. человек). В такой ситуации женщина становится товаром, чья стоимость определяется по классической рыночной схеме «спрос-предложение». Но в отличие от арабского мира, женщина в Китае всё же более независимый субъект, и выбор спутника стоит за ней, а не за родителями.

Но одним китайский «рынок невест» похож на арабский – за женщину приходится платить нечто вроде «калыма». Этот взнос и есть «невидимая рука рынка», отсекающая неплатёжеспособных мужчин. Как и в России и в других странах, в Китае тоже есть традиция «выкупа невесты», но сегодня она носит не символический, а вполне деловой характер. Вот как описывается этот процесс.

Дерек Ван – офисный работник в Пекине. За свою невесту он заплатил 68888 юаней – благоприятное число в китайской традиции – что чуть более 11 тыс. долларов. Это составляет годовую зарплату Вана. «Мои родители поженились в 1970-е, и свадебным подарком отца был велосипед. 12 лет назад мой приятель «выкупил» невесту за 100 долларов. Сегодня мы можем только мечтать о таких расходах на жену», – говорит он. Кроме 11 тыс. долларов он обещал ещё в ближайшие пару лет квартиру, где они будут жить с женой – это тоже было условием брачного контракта.

В настоящее время 70% китайских женщин считают, мужчина должен иметь квартиру, наряду с брачным денежным предложением, в соответствии с обследованием 2011. С экономической точки зрения огромный дефицит женщин даёт им лидирующую позицию на брачных переговорах. Эти требования женщин позволяют экономике Китая расти ещё быстрее.

«Диспропорция между численным соотношением полов даёт дополнительные 2% роста ВВП Китая», – утверждает Чжан Сяобо, профессор экономики Пекинского университета. Его исследования показали, что до 25% роста в экономике Китая восходит к эффекту диспропорции полов. Вместе с коллегой Шан-Цзинь Вэйем из Колумбийского университета он также обнаружил, что от 30 до 48 процентов стоимости недвижимости в 35 крупнейших городах Китая напрямую связаны с необходимостью мужчине приобрести квартиру, чтобы привлечь жену.

Чжан обследовал районы, где соотношение мужчин и женщин было больше, чем в среднем по Китаю (до 130 мужчин на 100 женщин). И он обнаружил, что семьи с сыновьями здесь работают больше, чем в среднем по стране. Тут выше процент предпринимателей. Всё это способствует повышенному экономическому росту.

Вышеупомянутый Вэй на выкуп невесты и на покупку квартиры брал заём в банке. Так поступают большинство его соотечественников. Квартира обойдётся ему в 15 годовых зарплат, если его материальное положение не улучшится, он будет выплачивать кредит в течение 30 лет, отдавая половину своего заработка. Он надеется на помощь родителей, пока те дееспособны – в семьях с мальчиками принято откладывать деньги на обустройство его жизни прямо с рождения младенца.

Российская ситуация полностью отличается от китайской. Во-первых, у нас недвижимость также недоступна – обычная 2-комнатная квартира в Москве (на окраине) стоимостью 8 млн. рублей эквивалентна тем же 15-16 годовым средним заработкам столичного жителя (45 тыс. в месяц, 540 тыс. рублей в год). Есть и отличия – кредит в России ещё более недоступен, чем в Китае: 10-12% годовых против 6-7%.

Во-вторых, соотношение полов у нас противоположно: как показала Перепись-2010, в среднем на 1000 мужчин в стране приходится 1159 женщин. Среди городского населения соотношение ещё больше не в пользу мужчин: на 1000 мужчин приходится 1183 женщины. В сердце страны, в Центральной России положение гораздо хуже. Например, в Ярославской области на 1000 мужчин приходится 1239 женщин, в Ивановской – 1233, в Тульской – 1226, Единственный регион России, где мужское население преобладает над численностью женщин, это Чукотский автономный округ (996 женщин на 1000 мужчин).

Если вычесть из этого числа алкоголиков, наркоманов, гомосексуалистов, инвалидов и т.д., то соотношение мужчин, представляющих хоть какой-то интерес с брачной точки зрения, и женщин, приблизится к 1:2. Разумеется, при таком соотношении полов среднему российскому мужчине не придётся дополнительно напрягаться, чтобы, подобно китайцу, выглядеть в глазах невесты платёжеспособным человеком, способным содержать семью. И так сойдёт – женщины в России рады любому мужчине. Как такое поведение мужчин отражается на экономике, а вместе с ней и на политике – в России таких исследований никто не делал. Но можно догадаться, что вечная российская спячка вполне их устраивает.

ttolk



Добавить комментарий