Японские погромы как подготовка в съезду КПК

Антияпонские демонстрации в Китае – дело не новое, но сейчас их масштабы потрясают.
Акции в минувшие выходные прошли почти в сотне городов по всей КНР. В Пекине перед посольством Японии буянили 10 тыс. человек, которые самозабвенно лупили ногами и палками по полицейским пластиковым щитам, норовя попасть служивому по каске. Иногда это удавалось. Почти никого не задерживали.

Обращенная к демонстрантам стена японского посольства – вся в желтых подтеках.
Его обстреливают яйцами. А также пластиковыми бутылками и прочим мусором. «Вон, япошки! Бойкот японских товаров», – скандируют демонстранты.

В Циндао, где, кстати, делают весьма приличное пиво, разгромлен и частично сожжен завод «Панасоник».
Его сборочные линии раздолбали сами рабочие. Там же разорен японский универмаг. Токийское телевидение крутит лихие кадры: толпы очумелых погромщиков врываются в японский ресторан, громят все на ходу.

Рестораны японской кухни сейчас повсеместно у своих дверей вывешивают красные флаги КНР, а вывески прикрывают картонками с четырьмя иероглифами: «Мы поддерживаем Китай». Хозяева надеются, что после таких проявлений лояльности их бить и громить не будут.

Но бьют.
Правда пока в основном «Тойоты», «Хонды» и «Нисаны». Некоторые машины толпа переворачивает вверх колесами, а китайцу-владельцу за покупку непатриотичного автомобиля могут и накостылять.

Японцам, правда, пока по-крупному не доставалось – ну, плеснули одному супом с лапшой в физиономию.
Японцы сидят тихо по квартирам, на улицах стараются на своем языке не говорить. Японские школы в Пекине и Шанхае закрыты на всю эту неделю. Несчастный «Панасоник» помимо разоренного завода в Циндао приостановил работу еще пары своих предприятий. Так же поступил Canon, владельцы крупных японских магазинов.

Из-за чего буза?
Из-за гряды необитаемых островков в Восточно-Китайском море, которые японцы называют Сэнкаку, а китайцы – Дяоюйдао. Пекин уверяет, что они испокон веков ему принадлежали. Токио – что Сэнкаку были ничейными, а присоединил он их в 1885 году, убедившись в том, что на территории никто не притязает. Правда, в тот год Япония разгромила в войне императорский Китай, который после этого право высказываться потерял. Об островах в Пекине долго молчали и вспомнили в 70-х годах, когда у Сэнкаку обнаружили месторождения нефти и природного газа. Товарищ Дэн Сяопин тогда, правда, заявил, что ради дружбы с Токио готов передать вопрос на суд будущих поколений. Но не получилось.

Вокруг Сенкаку и раньше периодически вспыхивали конфликты и перебранки со взаимными дипломатическими протестами.
Туда не раз пытались высаживаться китайские активисты. Их арестовывали и благополучно отправляли домой. Последняя такая попытка произошла в минувшем августе. Но нынешний размах конфликта, повторюсь, прецедента не имеет. И произошло это из-за переплетения провокаций и серьезных политических расчетов.

Кашу заварил популярный политик, токийский губернатор Синтаро Исихара – писатель, публицист-государственник, националист.
Он известен жестким отношением к Китаю и по каким-то своим соображениям решил взвинтить ситуацию с Сэнкаку. Эти острова до недавнего времени принадлежали частным владельцам — брату и сестре, японским гражданам. У них Сэнкаку арендовало правительство Японии, которое, чтобы не возбуждать Пекин, запрещает на этих территорию любую деятельность. Туда нельзя даже съездить без особого разрешения – а его никому не дают.

И вот губернатор Токио (он выборный и на правительство поплевывает) объявил, что договорился о том, что выкупит острова.
Начал сбор средств, быстро набрал круглую сумму и дал понять, что развернет на Сенкаку бурную деятельность. Возведет причал, гостиницу и т.д. Замаячила перспектива того, что на Сэнкаку будут регулярно проходить сходки японских националистов, на которые Пекин будет жестко отвечать. Официальный Токио был в шоке и попытался утихомирить ситуацию: владельцев островов срочно убедили продать территории государству. Контракт был подписан на прошлой неделе, а Сэнкаку, такими образом, национализировали и сохранили там прежние порядки. Туда нельзя ездить, нельзя ничего строить и вообще.

Но Пекин не пожелал понимать мотивы Токио.
Был заявлен жесткий протест: Китай потребовал разорвать сделку о покупке островов. На что, понятно, Токио пойти не может. Поначалу Пекин не поощрял антияпонские демонстрации – он вообще не любит самостоятельного волеизъявления. Но потом запрет был снят: центральные газеты КНР опубликовали на первых полосах фотографии с антияпонскими выступлениями патриотов. Был пущен и слух – участников демонстраций трогать не будут. И понеслось!

Пекину все эти погромы нужны сейчас позарез — в октябре должен пройти судьбоносный 18-й съезд Компартии Китая. который определит на очередные 10 лет новое руководство страны.
Подготовка к форуму под аккомпанемент беспрецедентных скандалов. На фоне острой борьбы между враждующими группировками арестован лидер левой фракции — один из тех, кто должен был стать членом высшего руководства КНР. Его жену по обвинению в убийстве приговорили к смерти с отсрочкой исполнения. В Интернете ходят непристойные слухи о сыне одного из руководителей ЦК Компартии, который имел привычку кататься на «Феррари» с голыми девицами. Наконец, более чем на 10 дней исчез товарищ Си Цзиньпин, который вскоре должен стать генсеком ЦК КПК и председателем КНР. Ходят слухи, что ему сделали операцию по поводу рака печени. Но официально о причинах исчезновения товарища Си, который недавно вновь появился на публике, так ничего и не сказали. Слухи, слухи, слухи – один неприятнее другого.

Взвинчивание антияпонской кампании – привычный способ выпустить пар и сплотить народ на патриотической основе.
Поскольку японцев в Китае сильно не любят. Но, судя по всему, демонстрации будут постепенно сводить на нет. Дело в том, что они легко перетекают в выступления против коррупции и произвола властей. В одном из городов провинции Гуандун демонстранты, кстати, уже врывались в воскресенье в здание местного партийного комитета. На их подавление были брошены серьезные силы, которые применили слезоточивый газ.

Так что конфликт, похоже, переходит в новую стадию – морскую.
К островам идет флотилия из тысячи китайских рыболовецких судов. Что-то будет!

Василий Головнин



Добавить комментарий