То ли о Хазине, то ли о Китае и Путине

Камрад Kosarex пишет:

О выступлении Хазина вокруг отношений КНР-РФ

Сразу скажу, причин волноваться по поводу присоединения Хазина к некой антикитайской кампании у меня нет. http://igor-tiger.livejournal.com/694313.html Я очень долго воздерживался от комментариев по поводу знаменитой статьи в Жэньминь Жибао. Всё, что считал нужным, я уже сказал несколько лет назад. Другое дело – легкий шок, который возник в нашем руководстве. Мне как-то их не жаль, я отнюдь не Левша, орущий на каждом шагу, что кто-то кое-где у них порой ружья кирпичом не чистит. Совершенно не случайно я не пользуюсь приспособлениями для активного френдинга и не лезу с комментами в ЖЖ к Чубайсам или Дворковичам.

История шока, на мой взгляд, очень проста. Китайцы что-то объясняли на высоком уровне, а их в очередной раз послали со словами – да вы никто, вы не понимаете, это ваша личная позиция, да мне Путин про встречу с Ху Цзиньтао иначе рассказывал. Китайцы ответили – хотите убедиться в официальности нашей позиции? Мы вам организуем. – Наши почитали вскоре любезно предоставленный номер Жэньминь Жибао, поняли намек и вздрогнули. Намек-то и раньше был в Жэньминь Жибао, правда, тише. Несколько месяцев назад, где-то осенью 2011 года, в Жэньминь Жибао по сути написали тоже самое, но короче. Мне даже лень рыться в ЖЖ и искать упоминание. Повторю суть – вы не развиваетесь как промышленная, высокотехнологичная держава, поэтому не удивляйтесь, если мы к вам будем относиться как к сырьевой державе.

Даю расшифровку. Если РФ Путина мало что может дать КНР в силу сознательного сдерживания развития страны как современной державы, а только гонит сырьё за рубеж, то Китай не удовлетворится ролью, когда военные секреты РФ сбываются тайно или открыто на Запад по низким расценкам, а КНР за высокий прайс играет в игру кражи секретов и технологий. Конечно, заплатят, если надо, но сырьё им тоже нужно. Поэтому им придется войти в пул стран импортеров сырья по эксплуатации ресурсов России. Все дела они будут решать в Вашингтоне и Лондоне. Что это такое, мы знаем по событиям в Ливии. Решили на Западе осчастливить Ливию бомбами демократии и свободы слова, Китай срочно эвакуировал своих граждан, а теперь требует свою, заранее обговоренную, долю в контрактах. Это очень понятный язык для Кремля, поскольку Путин в Ираке сделал тоже самое – сдал Саддама с потрохами, а потом потребовал для своих нефтяных компаний доли в добыче нефти и выгодных контрактах. Говорят, руководство Лукойла Аликперова, получив выгодные контракты в Ираке, закусывало в ресторане супчиком с потрохами и приговаривало: «We are smart! We have guts!». Шучу, но сами понимаете, в каждой шутке есть доля шутки.

Логика Китая понятна – если Кремль превращает свою страну в подобие Анголы или Судана, то по поводу прав на добычу нефти и инвестиций Китай может и должен договариваться с Западом, как он делает в Анголе, Судане, Ливии или Казахстане. Кремлевская игра не пройдет, когда БП всё, а Китаю ничего или старые, бесперспективные месторождения. Более того, если Китай вполне открыто об этом пишет в Жэньминь Жибао, то ясно, что эта газета не только для российских аналитиков и политиков, но и для американских, английских, немецких, французских. Если ТАСС уполномочен заявить, то он уполномочен заявить всему миру. Для частных бесед существуют иные каналы обмена информацией.

Естественно, у нас вздрогнули. Естественно, постарались многое недопонять. Обидно – Китай приравнял РФ к Судану. Но в том-то и дело, что с точки зрения обеспечения КНР сырьем принципиальной разницы между Суданом и Австралией нет. Неважно, что в Австралии или Кувейте высятся небоскребы, много роскошных вилл и автомобилей. Верхняя Вольта с ракетами это только Верхняя Вольта. Неважно, как эта Верхняя Вольта получила ракеты – в СССР купила или сама произвела. Главное, что эта Верхняя Вольта КБ разогнала, заводы продала, народ опустила, уныло жрет кокосы, а все трагедии Верхней Вольты сводятся к тому, что президент, узнав, что его страну не числят в сверхдержавах, от удивления свалился с пальмы и ушиб хвост. Точно также Верхняя Вольта с небоскребами и автомобильными пробками в столице это тоже Верхняя Вольта. Австралия это Верхняя Вольта с небоскребами, как бы австралийцы не пыжились бы, указывая немецкие мерседесы, японские  хонды,  современные суда, построенные в Китае, шерстяные ткани, произведенные на британских станках, американское оборудование в шахтах, модную одежду в бутиках с французским брендом, пошитую в Китае. Китай, конечно, не закупает французские модные бренды в Австралии, он покупает родное, национальное, австралийское – газ, уголь, лес, рыбу, сою. Таким образом, Австралия конкурирует с Суданом и, особенно, Индонезией на китайском рынке. Австралия может закупить массу оружия в США и даже что-то произвести самостоятельно, но это всё равно будет аналог Верхней Вольты с ракетами. Точно также не стоит особо обольщаться насчет Канады, хотя эта страна в отличии от Австралии весьма активно сотрудничает с США в ряде высоких технологий. Зато Япония, ФРГ или США это принципиально иные страны.

Вот эта тема у нас запретная. Поэтому Хазин начал рассуждать о совсем иных вещах. Ну, читал он Андрея Девятого. Поэтому пошел рассуждать, что марксизм это глобальный проект, либерализм США это глобальный проект, а конфуцианский Китай это региональный проект. В том-то всё дело, что китайцы жить по логике Андрея Девятого не обязаны. Да, Китай делает вид, что север, то есть РФ, для него это тыл. Однако, есть логика увещеваний. Увещевания сами по себе, а представления, куда та или иная страна катится, сами по себе. Когда мы говорим наркоману, мол, не колись, дурак, мы же не рассчитываем, что он бросит наркоту. Мы меняем дверной замок, чтобы вещи не уворовал, готовимся к отказу от дачи денег в долг, всё равно не вернет. Мы учитываем тренды, а не верим в собственные увещевания. Если мы видим, что человек ведет правильный образ жизни и всерьез чем-то занялся, то мы тоже учитываем тренды. Здесь как в спорте, опытный тренер может предугадать реальные шансы роста. Мнение тренера отнюдь не обязано совпадать с самомнением спортсмена. Китайцы отнюдь не считают, что с помощью стратагем они могут покорить весь мир. Но им надо определиться. РФ управляется так, что выгоднее договариваться о разделе российских сырьевых ресурсов на совещаниях в Вашингтоне, чем надеяться на превращение РФ в страну, важную в качестве союзника для отстаивания общих интересов. В таких случаях совершается акт увещевания для очистки совести. Мы вас предупредили и точка. Тысяча первого китайского предупреждения не будет, тем более эти прошлые предупреждения сейчас в Китае стали предметом высмеивания, мол, маоистское руководство дурью маялось.

Китайцы пока отлично понимают свою главную слабость на пути превращения в сверхдержаву. Они не умеют устраивать прокитайские перевороты в других странах. США и Британия умеют. Китай не умеет создавать некоторые виды лобби заграницей и не имеет нужное обаяние и способность влиять на чужую политику. Поэтому китайцы не рвутся в первые ряды, а имитируют пограничные конфликты. То есть, создают иллюзии о региональности Китая как проекта. Понятно, что страна, которая вечно на ножах с соседями из-за территорий, сверхдержавой быть не может. Или она целиком подчиняет соседа, или терпит соседство, но не находится в состоянии свары, как КНР с Японией, Филиппинами и Вьетнамом из-за спорных островов. СССР недаром в своё время отнюдь не рвался находиться в перманентных спорах вокруг Западного Берлина или вечно собачиться с Финляндией из-за пары островов в Финском заливе. Ясно, что Китай будет ругаться с Филиппинами из-за островов в Южно-Китайском море до поры, до времени.

Китайская стратагема проста – подавать себя как региональный проект, а дальше действовать по обстоятельствам. Каким мир станет, такой и будет китайская политика. Ясно одно – Китай не будет с современной путинской Россией образовывать союз для бессмысленной имитации игры в возрождение биполярного мира. Нынешний мир однополярен. Статус КНР в этом мире подтверждается тем, что КНР имеет право напрямую контактировать с США, а не подавать как РФ жалобы на США через Абрамовича в Лондоне или как Верхняя Вольта писать в Париж. Это статус Британии, Франции, Израиля. Поэтому отстаивать свои интересы Китаю интереснее в союзе с равными державами согласно конкретному раскладу событий.

Всем же пророкам и аналитикам я бы напомнил историю. Китай это не пассивная страна. Когда он делает крен в политике, то бросает большие ресурсы. Союз Мао со Сталиным это большие ресурсы, брошенные на войну в Корее, это страх и ужас в Вашингтоне и Лондоне. Разрыв с Хрущевым это гигантские расходы на переориентацию экономической политики к самообеспечению и «опоры на собственные силы», это полный крах социализма как наступательной силы. Переход от автаркии к открытой экономике это гигантские реформы внутри всей страны во имя новой политики. Не только Китай, вся глобальная экономика изменилась, а теории Римского клуба, включая теорию Золотого миллиарда, обесценились. Когда Китай надумает совершить серьезный крен в политике ещё раз, мало не покажется. Другое дело, что подобный крен это не обязательно игра в апокалипсис, которую трижды устроили в Европе в прошлом веке. Говорю, трижды, поскольку к мировым войнам следует также приравнять перестройку Горбачева по последствиям. При этом надо помнить, что каждый поворот в китайской политике китайцы совершили самостоятельно. Не американцы поссорили Мао с Хрущевым, не американцы продиктовали Дэн Сяопину путь реформ. Также следует помнить, что Китай совершал свои крутые виражи, имея сравнительно мало ресурсов. Во время войны в Корее Китай был крайне слаб после Гражданской войны. Очень мало ресурсов имел Китай, когда разорвал с СССР. И, конечно, Китай был очень слаб по сравнению с США, когда Дэн Сяопин решил разобраться с Чжао Цзыяном и демонстрациями на Тяньаньмэн. Объективно он был не сильнее современной России.

Однако, было бы смешно принимать за нечто кардинальное решение КНР не спасать то, что спасать бесполезно. Решение не спасать путинский режим уже принято. Обратное решение было бы равносильно решению слона порезвиться в посудной лавке. Не волнуйтесь, господа, Китай позволит Путину фактически разделить страну на две экономические зоны, с восточной столицей во Владивостоке, как раз в зоне специфических китайских интересов, куда серьезно американский спецназ без китайского одобрям-с не сунется. Более того, Китай пока даже не стремится превратить Монголию в аналог Албании при Мао. Китай позволит ещё больше развалить в РФ промышленность, позволит продолжить политику подавления русского населения, не будет насаждать в России демократию или диктатуру. Китай не рвется создавать военные базы в Казахстане. У него сейчас свои задачи и своё видение мира. Другое дело, что станет потом с путинским наследием.

Понимаю, что в Кремле шок – Китай присоединится к США при дележе пирога Путина в виде Восточной Сибири. А что вы хотите? Тот же Хрущев не бросил войска для освобождения КНР от Мао Цзэдуна. У него ума на это хватило. Конечно, Хрущев мог только за счет ракет на Кубе смести США с лица Земли. А у Кеннеди хватило ума не провоцировать на это Хрущева десантом американцев на Кубу. Разве они не были правы? Так почему у нас взволновались из-за решения КНР не спасать Путина от последствий путинской политики? В КНР обезумели от речей Кургиняна? Чисто объективно превращение России в Верхнюю Вольту имеет те же последствия, как и превращения Восточной Сибири в аналог Австралии или Аргентины. Это зона военного влияния КНР подобно тому, как Канада находится в зоне военного влияния США, а Финляндия находилась в зоне военного влияния СССР. Однако США не обязаны спасать канадского премьера, если он что-то в Канаде не так сделает. СССР тоже не обязан был спасать Финляндию. Тем более, США не были обязаны спасать Саакашвили. Это комплекс социалистической Венгрии или Румынии. Ах, нам, козявочкам, обязаны помочь, на худой конец войска ввести. А потерпевших поражение иная сторона встретит чаем и пончиками на границе, даст титул диссидентов и обеспечит красивую жизнь.

З.Ы. http://www.proza.ru/2007/10/10/400 Статья за 2007 год. Тренд схвачен. К 2007 году США прекратили противодействовать работе китайской нефтянки и многому другому. В Кремле сперва не поверили. Теперь РФ хочет поставлять в КНР больше газа, а Китай не соглашается с ценой и не нуждается в слишком больших поставках. Естественно, через пять лет позиции КНР укрепились. И опять-таки не без закулисной помощи Запада. Короче, предупреждал я об очевидном.



Добавить комментарий