В четверг на Сколковском саммите творцов инновационной экономики вице-президент Научного парка при Университете Цинхуа в Китае Герберт Чен прочитал лекцию «Зачем Китаю научные парки?» Казалось бы дежурное выступление по обмену опытом между клонами Кремниевой долины стало настоящим откровением: не каждый день услышишь из уст китайца, что Поднебесная слаба, а простые граждане пишут доносы на инноваторов председателю КНР.
Зачем Китаю нужны научные парки?
Китай, как книга, – если вы съездили туда в туристическую поездку на пару дней, значит, прочитали пару страниц.
Сейчас у нас второй в мире ВВП по объему. Но это первая страница книги. Давайте перелистнем ее и узнаем, как получается этот ВВП.
Мы сжигаем топлива в несколько раз больше, чем развитые страны. Наш ВВП примерно равен ВВП Японии, но ВВП на душу населения составляет лишь 10% от японского. Все компании научного парка Чжунгуаньцунь производят меньше, чем всего две иностранные компании – Hitachi и Samsung. iPhone производится в Китае на фабрике Foxconn и стоит на Западе в рознице $500–800. Но из этих денег в Китае в виде налогов, прибылей китайских компаний, зарплат и прочего остается только $11.
Мы производим четверть всех компьютеров в мире, но с каждого компьютера получаем столько денег, что их хватает только на покупку 10 яблок на рынке. Яблок – в смысле фруктов, а не продукции компании Apple.
В Пекине находится прекрасное современное здание оперы, сам Пекин очень красивый город, но всего в нескольких километрах от Пекина люди живут в трущобах. И все это – Китай.
Таким образом, Китай очень далек от того, чтобы называться сильной страной. Это будто вы смотрите на книгу, и она в целом толстая, но при этом каждая страница книги очень плоха.
Наша цель – перейти от лозунга «Сделано в Китае» к лозунгу «Создано в Китае». Это нужно как минимум потому, что наши фабрики сейчас делают продукцию для других стран, поэтому в один момент эти другие страны могут просто закрыть их, и нашим людям будет негде работать.
Сколько времени надо, чтобы перейти от лозунга «Сделано в Китае» к лозунгу «Создано в Китае»? Возможно, 50–100 лет. Создание научных парков – это один из шагов.
Что такое научный парк?
Есть длинное и запутанное определение, данное учеными, но нам достаточно выделить из него ключевые для понимания слова – профессиональные менеджеры, создание компаний, культура инноваций.
Ключевые элементы научного парка – пространство, ресурсы, услуги и обитатели. Научный парк должен быть расположен в городе или очень близко к нему. Вы может создать в пустыне Вегас, но не научный парк, потому что профессионалы высокого класса, работающие в парке, хотят отдыхать после напряженного рабочего дня. Им нужна опера, им нужно образование для детей. Потому научный парк должен быть расположен как можно ближе к городу. Еще одна причина для такого расположения в том, что промышленности для нормальной работы нужно взаимодействие с властью, финансистами и различными посредниками – все это находится в городе.
Как много научных парков нужно?
В Китае работает научных парков на национальном уровне – 224, на уровне провинций – 1344, при университетах – 69. В университетских парках нет производства, они занимаются только разработками. Сейчас в Китае парки вносят вклад в ВВП на уровне примерно 20%.
Например, один из научных парков – TusPark – занимается трансфером технологий, помогает правительству делать государственные инвестиции в науку и разработки эффективными с экономической точки зрения, обеспечивает студентов практическими занятиями и подработкой и – что важнее – дает студентам видение будущего. В качестве примера упомяну компанию по производству рентгеновских рамок для просвечивания крупногабаритных грузов, которая была основана 5 лет назад и сейчас занимает 70% мирового рынка таких установок. Парк расположен рядом с университетом, поэтому ученым и студентам не надо никуда ехать, а было бы между ними расстояние хотя бы в 10 км, и это была бы совсем другая история с точки зрения эффективности.
Что получает компания, которая попадает в научный парк?
Во-первых, компания в Китае может тратить половину своего времени на попытки договориться с различными органами власти. В парке все эти вопросы берет на себя администрация парка. Во-вторых, большая организация может даже не слушать вас и не начинать переговоры, если вы маленькая компания, но, получив приглашение от крупного научного парка, она придет на встречу. В-третьих, мы предлагаем гибкие схемы владения землей: компания на территории парка может выкупить все здание или владеть им вместе с другой фирмой, или пользоваться им по какой-то другой схеме. Это приводит к хорошим результатам. Например, самый роскошный офис в парке у Google – говорят, можно жить неделю, не выходя из него, ведь там есть все необходимое для жизни.
В будущем мы планируем развивать три направления бизнеса научного парка. Во-первых, мы планируем расширяться, потому что компаниям нужно больше места. Во-вторых, мы хотим создать веб-платформу для поддержки предприятий малого и среднего бизнеса. В-третьих, мы собираемся консультировать другие провинции и университеты, как правильно создавать научные парки.
И, наконец, выводы. Для успешной работы парку нужна команда, нужен лидер. Я лично руковожу парком 11 лет, частая ротация – это не самое лучшее решение. Как я уже говорил, нужны лидерские качества. В 1993 году, когда мало у кого были личные автомобили, руководство университета решило строить подземную парковку для научного парка. Тогда это казалось бессмысленным, но сейчас, когда автомобили есть у многих, это конкурентное преимущество, которое позволяет привлекать специалистов в наш парк. Более того, когда решался вопрос о создании парка, руководство университета могло построить на свободной территории что угодно, но, увидев перспективу, оно создало научный парк. Многие люди отправляли письма председателю КНР с жалобами. Они много говорили о том, что, мол, зачем тратить на это сомнительное начинание такие большие деньги. Но мы продолжали действовать. Действия громче разговоров.
***
После заслуженных аплодисментов Герберта Чена спросили, какова роль государства в создании TusPark. Оказалось, что в отличие от российских представлений о том, что такого рода структура создается государством, выяснилось нечто совершенно иное. Государство только разрешило создать парк (в 1993 году без решения правительства в Китае это было просто невозможно). Кроме того, власти давали налоговые льготы высокотехнологичным компаниям – но эти льготы давались любой хайтековской фирме, не только из TusPark. Сам же TusPark создавался университетом на кредиты, взятые у банков, которые надо было отдавать из прибыли, которая возникала в результате оказания услуг резидентам парка. Никаких особых государственных льгот, никаких государственных денег – китайское «Сколково» оказалось частным предприятием. Может, в этом секрет его успеха?
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.