Вопреки расхожему мнению сибирская молодежь при планировании своего будущего все чаще предпочитает ориентироваться на Китай, а не на Москву и Европу
Долгие годы значительная часть целеустремленных молодых людей из Сибири, не находя достойных рабочих мест и не желая мириться с низкой заработной платой, устремлялись на Запад. Одни — в Москву и Санкт-Петербург, другие — подальше, в Европу и США. В сторону сибирского соседа — Китая, помимо челноков, смотрели лишь немногочисленные в то время выпускники-востоковеды. Прошло время, достойных рабочих мест в Сибири не стало больше, да и зарплаты по-прежнему нельзя сравнить с московскими. Зато появилась новая вполне логичная тенденция: сибирскую молодежь все больше стала привлекать Поднебесная. И на это есть целый ряд объективных причин.
«Привлекла меня эта специальность по многим причинам, но прежде всего стремительно развивающийся Китай выглядел более перспективным и, что немаловажно, более доступным (и территориально — ближе, и материально — дешевле), чем Европа», — отвечает на вопрос о своем профессиональном выборе выпускница Алтайского госуниверситета по специальности «регионоведение (Китай)», ныне — менеджер по внешнеэкономической деятельности в ООО «Хайноу Сибирь» (представительство китайского машиностроительного концерна Hainuo Group) Анна Жулина.
Стремительное экономическое развитие и растущий престиж Китая
О «китайском экономическом чуде» и увеличивающейся с каждым днем притягательности этой страны написана масса статей, научных работ и книг. У самих китайцев по поводу быстро растущей популярности своей родины даже появилось специальное выражение, которое в переводе на русский звучит как «китайская лихорадка». Сибирь, и в частности наша молодежь, тоже ей заразилась. Признаки «лихорадки» налицо: почти в каждом сибирском вузе есть как минимум курсы китайского языка, а то и целые кафедры или факультеты востоковедения; филологические факультеты, помимо традиционных английского и немецкого, активно вводят в подготовку китайский язык; повсеместно налаживаются и обмены студентами.
Китай в свою очередь не только активно поддерживает такую деятельность, но и сам выступает инициатором если не большинства, то огромного количества мероприятий и мер по популяризации своей страны. В Сибирском федеральном округе находится около половины всех представленных в России институтов Конфуция — сети международных культурно-образовательных центров, создаваемых Государственной канцелярией КНР для распространения китайского языка за рубежом. Никто не отрицает, что данная организация является одним из инструментов реализации стратегии «мягкой силы». Некоторые считают институты Конфуция чуть ли не шпионскими организациями, но факт при этом остается фактом — они дают сибирским студентам уникальную возможность бесплатных языковых стажировок и обучения в Китае. Существует и обширная система грантов правительства КНР, отдельных провинций республики и так далее. По данным Китайской ассоциации высшего образования, на 2011 год в стране в вузах и на краткосрочных программах обучались порядка 260 тыс. студентов из других стран. Российские студенты, по данным за 2008–2009 годы, находятся на пятом месте в рейтинге, и их количество составляет 8 939 человек. Можно предположить, что как минимум третью часть от этого количества, которое к этому году, несомненно, выросло, составляют студенты из Сибири. Стоит отметить, что правительство Китая не планирует сбавлять обороты и к 2020 году рассчитывает увеличить число иностранных студентов до 500 тыс. человек.
И ведь это только студенчество! Между тем интерес к Китаю растет и в рядах уже зрелых молодых специалистов. Так, выпускница Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета по специальности «учитель русского языка и литературы» Елена Казакова с августа этого года преподает в Хулуньбуирском институте Внутренней Монголии. «В Китай я поехала по предложению от университета, в котором трудилась. Ехала немного поработать, и обратно, на родину… Однако сейчас, когда я волей-неволей сравниваю систему образования, уровень жизни, наконец, отношение к своей стране правящих слоев общества, я все более хочу остаться здесь жить», — поделилась своим мнением Казакова. Тут стоит заметить, что Автономный район Внутренняя Монголия не самый развитый в экономическом смысле регион Китая.
Выходит, что Китай действительно престижен. Факт коренного перелома стереотипа, что Китай — это дешево и плохо, очевиден, и не только в сравнении с сибирскими регионами. Эта тенденция выражается и в том, что все чаще от молодых людей можно услышать: «Москва — это дорого и плохо, а вот Китай в самый раз». Наблюдается параллельный процесс снижения привлекательности Москвы и рост ее по отношению к Поднебесной. И это логично, ведь столица не делает ничего, чтобы привлечь молодежь из Сибири: новые высотки «Москва-сити», автомобили класса люкс и модные вечеринки — это не то, что нужно молодому здравомыслящему специалисту при условиях отсутствия достойной заработной платы и заоблачных цен на недвижимость. «Если выбирать между европейской частью России и Китаем, я бы предпочла Китай. Быть европейцем там проще, чем в России», — говорит студентка V курса Новосибирского государственного технического университета по специальности «регионоведение» Елена Роор.
Низкие цены на жизнь
Про «дешевизну» Китая можно слышать везде и всюду. Но прожив в Китае некоторое время, могу назвать дешевую жизнь в этой стране относительной. Хорошие вещи, квартиры в мегаполисах, еда в европейских ресторанах — да очень многие удовольствия в Китае стоят дорого. Но тем не менее с ценами там все равно явно получше, чем в России, Европе и США. Снять однокомнатную квартиру средней комфортности в нормальном районе Пекина будет стоить не намного дороже подобного варианта в том же Новосибирске. За три-четыре тыс. юаней (курс юаня к рублю примерно один к пяти) можно найти вполне уютную квартирку в не самом отдаленном районе, и это в столице! А кроме столицы в Китае огромное количество крупных городов, где аренда жилья обойдется еще дешевле. Например, в Даляне, крупном портовом городе, за 3 тыс. юаней в месяц вам предложат однокомнатную квартиру в центре города, в новом многоэтажном доме с охраной.
В остальном жизнь в Поднебесной как будто бы специально создана для нашего студента: масса дешевых кафе и столовых, низкая цена на проезд в общественном транспорте и другие мелочи, которые так важны молодежи и которые в России по итогам месяца обходятся в копеечку. Чтобы пообедать в университетской столовой в Барнауле, к примеру, мне нужно 100 рублей. В китайском университете обед обойдется в два раза дешевле. А за пределами университетов на каждом шагу можно найти дешевые закусочные, кафе и столовые, где цены также не укусят. Будучи студентом одного из вузов Китая, я сам порой обходился 20 юанями в день.
Низкие цены на жизнь в начале профессионального пути любого специалиста станут отличным подспорьем даже при условии невысокого заработка в силу испытательного срока. Таким образом, Китай представляется отличной площадкой для начала карьеры и тем более для студенческой жизни, учитывая стипендии, на которые можно спокойно жить весь месяц, и зарплаты, вполне сопоставимые со средними американскими. А, набравшись опыта и овладев иностранными языками, совсем не трудно найти работу и за пределами Китая. В том числе и по возвращении в Россию вы уже будете не «зеленый» выпускник без опыта работы, отсутствие которого не терпят большинство работодателей нашей страны, а квалифицированный специалист, да еще и с опытом работы за рубежом. Но перед тем как уехать, стоит задуматься о том, что продолжение карьеры в Поднебесной сулит еще больше перспектив, потому что в Китае умеют ценить хороших специалистов.
Возможность трудоустройства и достойная заработная плата
И вот тут-то стоит сказать о ключевом преимуществе. Ни географическая близость, ни дешевая жизнь, ни престиж того или иного места не важны для молодых людей так, как возможность реализовать себя в профессиональном плане. И за приличный оклад. За хорошее рабочее место с высокой заработной платой многие наши выпускники готовы ехать практически куда угодно. Молодые российские квалифицированные специалисты крайне востребованы в Китае. При этом знание китайского языка, хотя бы разговорного, конечно, приветствуется, но не является решающим фактором. При условиях владения средним английским и компетентности в своей сфере можно спокойно претендовать на зарплаты, не уступающие средним американским, не забывая учитывать, что жизнь обойдется дешевле.
Растущая огромными темпами вторая экономика мира нуждается в широком спектре специалистов различных областей. Российские ИТ-специалисты очень ценятся во всем мире, и Китай здесь не исключение. Инженеры и другие «технари» также востребованы и оплачиваются, в отличие от России, достойно. Должности менеджеров средних и высших звеньев в крупных международных компаниях часто тоже оставляют иностранцам. Считается, что они лучше справляются с этой работой, чем китайцы, поскольку у тех еще не сложилась культура менеджмента. Китайская образовательная система, построенная на базе зазубривания, не способствует выработке социальных навыков, так важных для менеджеров, поэтому наши специалисты имеют все возможности занять подобные рабочие места.
Во время работы над этой статьей наткнулся в Интернете на объявление: «Крупной оптовой компании требуется русскоговорящий человек со знанием китайского языка для помощи в работе с клиентами из России». Я отправил резюме по указанным контактам, через день мне ответили: «Приезжайте, мы вас ждем, начальная заработная плата 1 500 американских долларов, предоставление бесплатного жилья и полный соцпакет». Замечу, что в этом году я получаю диплом бакалавра по специальности «международные отношения». И опыт работы, связанный с Китаем, имею только за последние полгода. Вряд ли мне стоит рассчитывать на подобные условия где-то в Сибири. А в совокупности с вышеперечисленными причинами я вряд ли откажусь от такого предложения в сторону смутных перспектив трудоустройства в Москве, Европе или США.
Тем не менее не обязательно уезжать из Сибири, чтобы получить работу в Китае. Регионы СФО с каждым годом увеличивают свое взаимодействие с КНР, специалистов в этой области все еще не так много, а хороших и того меньше. Поэтому люди, знающие, как вести дела с нашим бурно развивающимся соседом, еще долго будут оставаться в цене. Притом не обязательно получать специальность востоковеда, нужно просто вовремя переориентироваться, избавиться от стереотипов, стремления на Запад и вспомнить, что есть еще крайне перспективный Восток. И только тогда взвесить все «за» и «против». Как говорится, каждому свое, но в отличие от массы обычных юристов и экономистов, которых как на конвейере продолжают выпускать наши вузы, молодые люди, ориентированные на Китай, имеют все возможности отлично реализовать себя в профессиональном плане.
Артем Жданов, студент IV курса Алтайского государственного университета, специальность «международные отношения»
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.