Невероятный рывок китайской армии («L’Expansion», Франция)

Мы сделаем из него плавучее казино. Именно такую историю рассказали украинцам китайцы, когда купили у них старый авианосец «Варяг» в июне 2000 года. Тем не менее, этот корабль, который был переименован в «Ши Ланг» и этим летом принял участие в первых учениях на море, отнюдь не походит на райский уголок для толстосумов: это новейший авианосец и настоящая гордость китайского флота.

Китайские военные любят удивлять. В конце 2010 года они объявили о развертывании новых стратегических ракет, которые способны пошатнуть гегемонию США на Тихом океане. В январе этого года в интернете появились снимки странного истребителя, которые привели в замешательство западных экспертов: китайские военно-воздушные силы разработали собственный самолет-невидимку! В октябре получивший название J-20 прототип сделал первую мертвую петлю во время испытательного полета.

Когда Китай вооружится, весь мир вздрогнет. По крайней мере, так считает Пентагон, который в своем недавнем отчете выразил обеспокоенность форсированной модернизацией Народно-освободительной армии Китая.

«Китаизация» российских образцов

Китайская власть делает все возможное, чтобы обрести эту мощь. И, нужно сказать, начинать ей пришлось издалека. Вернемся ненадолго в прошлое: 1989 год, бойня на площади Тяньаньмэнь. Западные страны приняли решение о введении санкций, и поставки любого оружия оказались под запретом. В результате китайцы повернулись к Москве, что стало неожиданным рынком сбыта для российской военной промышленности, которая оказалась на краю пропасти после распада СССР. Так что понадобилось им от «братской» страны? Танки, боевые суда, подводные лодки, ракеты… А также истребители, которые китайцы немедленно «препарировали», чтобы добраться до вожделенных технологий. Наивность? У русских ушло немало времени, чтобы осознать угрозу.

Самый показательный пример касается истребителя Су-27. Китайское правительство заказало более 200 таких российских машин, однако собирать их должны были в Китае, хотя в лицензионном соглашении и было предусмотрено, что большая часть комплектующих должна была быть импортирована из России. Кроме того, китайцам недвусмысленно запрещалось экспортировать эти истребители. В 2004 году, когда была поставлена только половина самолетов, Пекин решил разорвать контракт. Три года спустя на китайском телевидении появилась новость о создании J-11, который был явно навеян Су-27! Из российского в этой машине остались только двигатели.

«Способность китайцев воспроизвести и особенно «китаизировать» Су-27 удивила всех», — анализирует старший консультант Европейской компании стратегической разведки Бертран Сласки (Bertrand Slaski). Более того, продолжает эксперт, «Пекин больше не стесняется конкурировать с Россией в экспорте, что было просто немыслимо еще несколько лет назад». Так, например, разработанный китайцами совместно с пакистанцами истребитель JF-17 вступил в противоборство с Миг-29 в одном из египетских тендеров. То же самое происходит и в Бирме. И как всегда товар со штампом «made in China» невероятно конкурентоспособен. Один JF-17 стоит 10 миллионов долларов, тогда как Миг-29 обходится втрое дороже! Такому аргументу вполне по силам покорить некоторые африканские государства, например Нигерию и Зимбабве, которые обладают значительным военным потенциалом.

На рынке ракет китайцы пошли вперед еще быстрее. Так, им удалось создать копию (причем, как говорят знатоки, «довольно неплохую») российских С-300. «Им нужно сказать спасибо русским, — иронизирует военный эксперт. — Благодаря им они сегодня занимают очень сильные позиции в технологиях твердотопливных двигателей». За последние десять лет Китай удвоил продажи оружия, став шестым крупнейшим экспортером в мире.

Тем не менее, несмотря на все усилия, он до сих пор находится в положении догоняющего. «Да, они осваивают производство подводных лодок, авианосцев, бронетехники и летательных аппаратов, а также других технологий (радары, авионика, моторизация, оружие), которые позволят им разрабатывать конкурентоспособные системы вооружения, — объясняет Бертран Сласки. — Однако сейчас им нужно перейти от унаследованной с советской эпохи военной модели к формату современной армии, которая включает в себя новые информационные и коммуникационные технологии».

Особый взгляд на морские границы

Среди приоритетных задач китайских властей значится и создание воздушно-морской группировки. Чтобы сформировать боеспособную флотилию вокруг знаменитого авианосца «Ши Ланг», им потребуется около пяти лет. Но когда им это удастся, расклад сил в западной части Тихого океана претерпит радикальные изменения. «Дело в том, что у китайцев есть лишь одна цель — создание океанского бастиона, — говорит еще один военный стратег, который также предпочитает не называть своего имени. — Кроме того, они довольно своеобразно понимают концепцию морского суверенитета. Главное, по их мнению, это не территориальные, а «исторические» воды, которые расположены у их берегов».

Другими словами, это будет момент истины. Как поведут себя китайцы, когда у их флота появится возможность громко заявить о себе в тихоокеанском регионе? Воспользуются ли они им, чтобы надавить на государства, к которым у них есть территориальные претензии, например, на Тайвань? И что будут делать американцы? Отправят ли они свои атомные авианосцы в тайваньский пролив, как это было в 1996 году?

Кстати, вам известно, что означает Ши Ланг? Так звали маньчжурского адмирала, который в 1681 году вторгся в Дуннин. То есть на остров, который сегодня называют Тайвань…

Источник.



Добавить комментарий