Миллиард китайцев любой проект сделают рентабельным

Китае из-за огромного населения рентабелен практически любой проект. Такое мнение высказал в эфире передачи «Диалог с Михаилом Хазиным» председатель правления Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев.

По его словам, огромное население Китая — достаточно сложный механизм, «в том числе и при повышении внутреннего спроса». «Чтобы облегчить покупательский спрос, выдается больше количество потребительских кредитов, как результат — рост инфляции», — пояснил эксперт.

В то же время большое население является серьезной силой, которая позволяет решать определенные экономические задачи. «Я приведу пример. В Китае был построен ботанический сад на достаточно большом отдалении от города. Меня удивило, какая может быть мотивация создания такого большого парка, в который было вложено порядка 60 млн долл. Мне объяснили, что за три года все «отбилось»: билет стоит 50 юаней, то есть меньше 10 долл. В первый же год — миллионы посетителей. За счет того что есть такое потребление, окупается любой проект. За счет того что можно ориентировать бизнес-проекты на внутренний спрос, к ним достаточно эффективно подтягиваются инвестиции, в том числе иностранные», — рассказал С.Санакоев.

Рассуждая о развитии экономики Китая, ведущий программы, российский экономист, публицист, руководитель компании экспертного консультирования «Неокон» М.Хазин отметил следующее: «Если мы посмотрим на историю экономического развития Китая, то увидим, что модель, в рамках которой развивалась КНР, резко отличается от модели индустриализации, которая была в СССР в 30-40-е гг. СССР развивался с опорой на внутренний рынок, Китай развивался, используя в качестве мультипликатора роста рынок внешний. Китай продавал свои товары в США, а потом и в Европу, а полученную прибыль вкладывал в экономику, за счет этого и развивался». В связи с этим он задал своему гостю вопрос о том, есть ли у Китая потенциал использования этой модели и дальше, с учетом мирового экономического кризиса и падения американского спроса.

По словам С.Санакоева, необходимо отметить различные этапы развития китайской экономики за 60 лет существования. «Были разные методы и разные подходы. Наиболее активной фазой развития являются 30 лет реформ, которые мы сегодня наблюдаем и начало которым положил Дэн Сяопин», — напомнил он. Свою роль сыграло и открытие Соединенными Штатами в 1970-х гг. своего рынка для китайских производителей. «Кроме того, в эти же годы КНР наблюдала очень наглядный пример Японии, которая в 70-80-х гг., привлекая иностранные ресурсы и технологии, создавала то самое «японское чудо», — добавил эксперт.

При этом М.Хазин и его гость сошлись в том, что Китаю удалось так активно реформировать свою экономику благодаря отсутствию сильной приверженности коммунистическим догмам. «Китай — реально социалистическая страна. Есть идея справедливости и она, безусловно, там воплощается в реальность. При этом нет коммунистической идеологии, китайцы давно отступили от нее. Я считаю, что правящую партию с трудом можно назвать коммунистической», — сказал эксперт.

Вместе с тем он согласился со словами М.Хазина о том, что в КНР, «никогда не существовало классической западной коммунистической идеи». «Скорее всего, было влияние СССР, и поэтому они готовы были назваться. Но когда для национальных интересов понадобилось отвлечься от догм, они были отброшены: неважно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей. Скорее эту партию можно назвать партией национальных интересов, чем коммунистической, потому что она реально отвечает задачам, которые позволяют стране лучше жить, даже если для этого придется в партию принимать предпринимателей, что с точки зрения марксизма-ленинизма является нонсенсом — буржуи в компартии», — отметил С.Санакоев.

Эксперт отметил, что самым важным в проведении реформ в Китае было создание максимально комфортных условий для иностранных инвесторов. «И России, наверное, тоже было бы очень полезно, если бы мы создавали условия, когда иностранный инвестор не то чтобы думает о защите своей экономической безопасности, а наоборот, чувствует, что созданы все необходимые условия, начиная от климата в целом и до отношения конкретно к нему. В КНР всегда стелилась красная дорожка перед инвестором, создавались льготные условия с возможностью создания особых экономических зон, и как результат — колоссальные инвестиции. Вы знаете, что на сегодняшний день Китай на первом месте по привлечению инвестиций. За последние 20 лет этот показатель превысил 1 трлн долл.», — сказал эксперт.

По его мнению, властям Китая в основном удалось переориентировать экономику на внутренний спрос в период кризиса. «Безусловно, мы видим, что за эти годы внутренний спрос начал удовлетворяться и, конечно, замедляться», — сказал он.

После слов М.Хазина о том, что пока внутренний спрос не может компенсировать падающий внешний спрос, С.Санакоев отметил, что «в начале он вполне компенсировал». «Как мы видели, в 2009г., начале 2010г. это было вполне. А дальше — то, что можно было приобретать, уже приобрели, кроме того, основная часть населения Китая достаточно бедна и мало платежеспособна. Это не секрет, об этом говорят и власти Китая, поэтому они и называют себя развивающейся страной», — добавил эксперт.

Бытующее мнение о том, что китайская экономика будет панацеей для мировой экономики и вытащит ее из кризиса, неверно, отметил М.Хазин в заключение передачи. «С другой стороны, альтернативное мнение о том, что китайская экономика на грани краха, тоже не соответствует реальности. Скорее всего, китайская экономика будет развиваться, ее вес в мировой экономике будет расти, но все остальные страны должны искать свои пути выхода из кризиса», — подытожил он.

Источник.



Добавить комментарий