Как власти Китая решают транспортные проблемы столицы

В последние годы Пекин вошел в число мировых столиц с самым напряженным движением и самым загрязненным воздухом. В часы пик город напоминает большую парковку. Кажется, что двигаются только велосипеды, которых тут по-прежнему очень много: не меньше, чем машин. Для них везде предусмотрены специальные полосы, но велосипедисты все равно то и дело норовят нырнуть вам под колеса. На них, как и на пешеходов, юрисдикция местной ДПС не распространяется – со всеми вытекающими. Водитель всегда неправ, и это закреплено законодательно. Еще, по китайским правилам, правый поворот «на красный» разрешен везде, где не запрещен, то есть в 99% случаев. Все это, плюс «культурка вождения», очень сказывается на скорости.

Однако хаотическое движение по дорогам – это синдром всей юго-восточной Азии, и основная проблема Пекина не в этом. Проектировщики и строители столицы действительно постарались обеспечить город широкими дорогами, огромными транспортными узлами, отличным метро, подземными и наземными парковками. Просто 20 и даже 10 лет назад трудно было предвидеть, что в конце 2000-х пекинцы будут покупать по полторы тысячи машин в день, что за пять лет удвоит парк столичных автомобилей.

К слову, такие рекорды ставят не только пекинцы: власти многих других крупных городов Китая принимают экстренные меры во избежание транспортного коллапса. А в сентябре к северо-западу от Пекина образовалась 120-километровая пробка, которую удалось разрулить лишь спустя десять дней. Это стало серьезным «звонком» для правительства.

На прошлой неделе пекинские власти вынесли на рассмотрение публики план по облегчению транспортной ситуации в городе. В разработке плана участвовали иностранцы, в частности эксперты Сиднейского университета. Сама новость, а за ней и слухи о грядущей приостановке выдачи номеров вызвали очень бурную реакцию. Настолько бурную, что за первые две недели декабря в Пекине было продано более 50 000 машин вместо обычных 20 000. Пекинцы испугались, что власти пойдут по стопам Шанхая, где стоимость регистрации новой машины доходит до $6500. В ноябре такую роскошь смогли позволить себе лишь 8500 шанхайцев.

Пекинцы правильно испугались. 23 декабря стало известно, что китайская столица вводит квоту на регистрацию новых автомобилей: в следующем году частным лицам будет выдано 212 000 номеров, то есть почти в 3 раза меньше, чем в 2010 г. Большую часть квот распределят между будущими автовладельцами с помощью лотереи. Кому не повезет, походит пешком до следующего шанса.

Однако одними запретами проблемы не решить, поэтому пекинский план предусматривает более комплексный подход. Правительство решило начать с себя. Центральный пункт плана – пятилетний запрет на покупку новых автомобилей для правительственных учреждений. Тут необходимо дать общую справку. Площадь китайской столицы составляет около 16 800 квадратных километров, население – примерно 18–20 млн человек (может быть, перепись определит точнее). Общее число автомобилей – 4,71 млн, из которых порядка 20 000 – это общественные автобусы, 70 000 – такси и… 700 000 правительственных машин. Нет, это не опечатка.

Казенный транспорт – одна из важных составляющих социального пакета китайских чиновников. За многими из них авто с водителем закрепляется и после выхода на пенсию: старость в Китае в почете. Однако, хотя цифра эта сама по себе огромна, и в приватных беседах многие пекинцы ропщут, явного и массового недовольства рядовых граждан засильем «мигалок» в Пекине пока нет. И не потому, что граждане боятся властей. Во-первых, визуально «мигалок» (если не считать ДПС) тут совсем немного, а «пихаются локтями» они уж совсем в исключительных случаях. Во-вторых – и это главное, – рядовые граждане чувствуют, что власти делают очень и очень многое для жителей столицы, включая автомобилистов.

План предусматривает строительство более 280 000 новых парковочных мест, 1000 автобусных остановок и 200 километров новых дорог только в центральной части города. В следующем году начнется строительство линии для вот такого футуристического поезда-автобуса на солнечных батареях, который ездит над общим потоком машин. Будет запущена система «совместного пользования» велосипедами. Это особенно удобно для тех, кто ездит в метро: оставив велосипед у одной станции, всегда можно воспользоваться его аналогом у другой. Пекинское метро вообще заслуживает отдельного разговора, поэтому скажу лишь, что на сегодняшний день его девять линий со 147 станциями имеют протяженность 228 км, а к 2012 году общая протяженность составит 420 км. Подробнее можно почитать здесь.

Наземный город планируется условно разделить на три зоны в зависимости от интенсивности движения, и, соответственно, повысить плату за парковку в два раза. Сейчас парковка стоит от $0,25 до $1,5 в час. Уже сегодня в Пекине действует правило, по которому автомобилем нельзя пользоваться в один из рабочих дней, в зависимости от последней цифры номерного знака. Планируется, что эта практика будет распространена и на пользование основными кольцевыми дорогами (да, в Пекине тоже есть кольца, их тут пять).

Еще планируется существенно повысить штрафы, особенно за неправильную парковку. Сейчас машины тут не эвакуируют, а просто клеят на стекло талончик штрафа на $30. Оплатить можно в банке. А еще, по слухам, Китай собирается ввести уголовную ответственность за вождение в пьяном виде. То есть не за причинение вреда в результате ДТП (тут все ясно), а за сам факт вождения нетрезвым.

Есть еще несколько спорных предложений, которые сегодня активно обсуждаются. Это так называемый налог на пробки, а также запрет на продажу машин иногородним, если те не владеют парковочным местом.  

Пока неясно, смогут ли данные меры существенно улучшить ситуацию в столице. По пессимистическим прогнозам, к 2015 году в Пекине будет 7 млн машин, которые будут передвигаться со средней скоростью 15 км/ч. Уровень жизни населения растет, растут и потребности. Поэтому, скорее всего, правительство предпримет и дальнейшие шаги для того, чтобы превратить автомобиль, который для многих китайцев стал средством передвижения, обратно в роскошь.

Источник.



Добавить комментарий