Пятая колонна хуацяо

Китай в 2000 году принимает на Третьей сессии Всекитайского собрания народных представителей внешнеэкономическую стратегию «Идти вовне». Суть её сводится к расширению экономических связей и укреплению политических позиций Китая во всем мире. Ставка делается на хуацяо, недаром в Китае говорят «Можно сказать, всюду, где светит солнце, есть и наши собратья». Впрочем, в первую очередь стратегия “Идти вовне” призвана решить ряд экономических проблем, стоящих перед современным Китаем: расширить географию сбыта китайских товаров, увеличить импорт сырьевых ресурсов и каналы поступления капиталов и научно-технических достижений из-за рубежа. И для достижения этих целей китайские власти скупиться, не намерены.

“Сейчас каждой китайской семье, уезжающей в Африку, родина выдает подъемные – $7000. Если эмигранты в каком-то месте организовали хотя бы чайна-деревню числом более 40 жителей, то на общину выделяются “транши” уже в $100 000”, – говорит публицист-китаевед Андрей Девятов. Становится все более очевидным, что позиции хуацяо в мире будут укрепляться пропорционально росту китайской экономики.

Характерна и обратная зависимость. Потенциал китайской диаспоры далеко не исчерпан. По мнению профессора Сингапурского университета Денни Роя, наличие китайских общин за рубежом обеспечивает Китаю долговременные преимущества в конкуренции за создание экономической империи в Азии и способствует укреплению его позиций в мировой экономике. Китай отвел главную роль в экспансии и захвату территории и разграбление её богатств России хуацяо. Зарубежные общины этнических китайцев не только многочисленны, но и обладают значительным экономическим потенциалом, сплоченностью, культурной и психологической общностью, а также целой системой пересекающихся связей, позволяющих им действовать как единый организм, независимо от страны проживания. Развитие связей между исторической родиной и зарубежными общинами давно уже стали важнейшей частью внешней политики КНР.

Фактор диаспоры учитывается пекинским руководством при анализе отношений со странами проживания диаспоры, поскольку многочисленная и экономически мощная китайская община имеет возможность влиять на внутриполитические процессы этих стран. Китайская диаспора, таким образом, рассматривается политическим руководством КНР в качестве важнейшего внешнеполитического и экономического ресурса этой страны.

В любой стране проживания зарубежные китайцы воссоздавали традиционные организации, ставшие органами самоуправления общины – кланы, землячества, торговые палаты. Первоначально эти организации создавались для того, чтобы избежать какого бы то ни было контроля со стороны враждебного для диаспоры государства. Однако постепенное развитие этих структур привело к тому, что в современном мире они приобрели иные функции. Между членами одного клана или землячества возникают особые связи – гуанси – основанные на доверии, культурном родстве и признании авторитета старших. Эти связи пронизывают все сферы жизни и деятельности представителя китайской диаспоры, позволяя ему решать целый комплекс проблем в бизнесе, семье, образовании, не выходя за рамки диаспоры.

Полностью.



Добавить комментарий