При любой власти в Киеве Китай будет заниматься своим делом на Украине

pril

Как правило, при рассмотрении украинского кризиса внимание уделяется лишь двум внешним сторонам — России и Западу (в лице ЕС и США). Но развитие украинской, а также европейской экономики последних лет не может рассматриваться отдельно от Китая.

Освоение украинского рынка: Китай использует методы Запада

Последние годы в Европе шло острое противостояние с КНР. Китай осваивал европейский рынок, стремясь задавить местных производителей в ряде отраслей. А Европа этому процессу активно сопротивлялась. Вводились заградительные пошлины, сыпались угрозы, проводились переговоры, ограничивался ввоз товаров.

Наиболее острая фаза этого противостояния наступила около полутора лет назад, когда в европейской электроэнергетике семимильными шагами начал развиваться кризис, угрожающий деиндустриализацией региона и падением уровня жизни граждан Евросоюза. Наступлением в Старом Свете Китай невольно заставил ЕС активизировать свою деятельность на территории восточных соседей. В частности — на Украине. Но и КНР обратила пристальное внимание на этот регион.

Пока европейцы бодались с украинскими чиновниками за процент локализации производств и «зелёный тариф», Китайская народная республика предложила кредиты под проекты, в которых будут участвовать китайские технологи и специалисты, а также под проекты, ориентированные на экспорт продукции в КНР. Китай успешно использовал схему, которую в новейшей истории неоднократно и плодотворно применял Запад: дать деньги в долг с условием, что их потратят на продукты или услуги компании из страны-кредитора.

Китайский Eximbank готовился выделить кредит в размере до 3 млрд долларов на 15 лет под 6%, направленный на модернизацию украинского сельского хозяйства с использованием китайского оборудования и пестицидов. Китай рассчитывал на увеличении импорта продуктов питания из Украины.

Также КНР выделяла кредиты на строительство заводов газификации угля. Соответствующее соглашение было подписано в декабре 2012 года между «Нафтогазом Украины» и China Development Bank Corporation. Оно предусматривало получение Украиной кредита в размере 3,656 млрд долларов. Деньги выделялись под госгарантии на реализацию четырёх проектов замещения газа углём: на строительство заводов газификации угля (в Луганской, Донецкой и Одесской областях по технологии Shell, апробированной в Китае), а в сфере электрогенерации — на переход на водоугольное топливо. Практически одновременно с этим Пекин подписал меморандум о взаимопонимании, касающийся инвестиций в размере 1 млрд долларов, идущих на модернизацию семи украинских угольных шахт.

В декабре 2013 года между Украиной и Китаем был подписан договор о дружбе и сотрудничестве. Также стороны приняли программу развития отношений стратегического партнёрства на период с 2014 по 2018 годы. Beijing Interoceanic Canal Investment Management и «Киевгидроинвест» подписали меморандум о сотрудничестве по реконструкции рыбного порта в Севастополе и по строительству глубоководного порта в Крыму — общая стоимость 3 млрд долларов. Министерство энергетики и угольной промышленности Украины заключило с Китайской национальной химической инжиниринговой корпорацией и Wuhan Engineering Co. соглашение о сотрудничестве, касающееся строительства заводов по производству синтетического природного газа. Украинская сторона рассчитывала, что реализация данного проекта позволит экономить 4 млрд куб. м газа в год и обеспечит рынок сбыта для 10 млн т угля. Сдать первую очередь Луганского завода планировалось до 2015 года. Цена синтетического метана ожидалась в (совершенно невероятных) пределах 230–240 долларов за 1 тыс. куб. м.

Форсаж и хаос

Столь стремительное развитие событий оказалось неприятным сюрпризом для ЕС. Кроме этого, Россия активизировалась с идеей Таможенного союза. В ответ на это с начала 2013 года по Украине прошла пиар-кампания, прославляющая достоинства Евросоюза и интеграции с Западом. Был форсирован процесс ассоциации с ЕС. Её условия практически переводили Украину под управление Евросоюза — как в законодательном, так и экономическом плане. Конечно, задача ассоциации была не только в том, чтобы оградить регион от конкурентов, но эту причину можно рассматривать в числе наиболее значимых.

Россия и Китай ответили прямыми экономическими действиями — подписанием крупных контрактов, стратегически значимых договоров и выделением кредитов. Европа, испугавшись за свои позиции, начала в рамках механизма ассоциации навязывать слишком жёсткие политические и экономические условия, забыв о необходимых в таких случаях «пряниках». А когда Виктор Янукович решил сделать паузу, чтобы поторговаться по поводу условий, то есть добиться тех самых «пряников», Запад перешёл к прямым действиям. Как показали последующие события, он не рассчитал рвения своих украинских подчинённых. Страна погрузилась в экономический и политический хаос.

От «перемоги» к «зраде»

Китайские проекты на Украине оказались в весьма двусмысленном положении. С одной стороны, в апреле Арсений Яценюк написал письмо премьеру Государственного совета КНР Ли Кэцяну, в котором была подтверждена приверженность всем договорам и проектам и высказана надежда на ещё более интенсивное развитие сотрудничества между двумя странами. И 15 мая Рада ратифицировала подписанный в декабре договор с Китаем. Посол Украины в Китае Олег Дёмин заметил: «По основным проектам украинский кризис практически не затронул ни объёмы, ни сроки поставок, ни направления сотрудничества. Всё остаётся в силе. Единственное, на что повлияла ситуация, это те проекты, которые мы планировали совместно развивать в Крыму».

На волне этого позитива в мае Украина и Экспортно-импортный банк Китая подписали соглашение (!) о кредите в размере 2 млрд долларов, которые следует направить на строительство железнодорожной ветки Киев — аэропорт «Борисполь» и кольцевой дороги вокруг украинской столицы.

C другой стороны, в конце мая немного бледно на фоне остальных событий прошла новость о том, что Украина отказывается от строительства заводов по газификации угля. В первых числах июня всё тот же Яценюк, выступая в Раде, объявил: «Проект газификации угля не имеет перед собой ни экономической, ни технологической основы». А ведь ещё недавно — экономия до 4 млрд куб. м газа, рынок сбыта для 10 млн т угля, перемога! В современной украинской истории вещи, которые вчера назывались «перемогой», сегодня объявляются «зрадой». Невиновные караются, непричастные награждаются.

Подоплёка «зрады» очевидна. Дело не в том, что выгода для Украины в этих проектах по газификации угля была изначально сомнительна. А в том, что значительная часть проектов оказалась территориально привязана к Донецкой и Луганской областям, которые объявили себя отдельными от Украины государствами. Но кредитные средства под совместные проекты, по некоторым сведениям, уже были перечислены. И вот что по поводу этих средств сказал заместитель министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Зюков: «Мы сейчас рассматриваем, где нужно эффективно использовать этот кредит. То, что было разработано предыдущим правительством, мы этого делать не будем». Он привёл в пример одну из шахт «Лисичанскугля», где были освоены 85 млн долларов из китайского кредита, заметив, что здесь была показана неэффективность реализации проекта.

Фактически украинская сторона открыто признала, что будет использовать полученные (под госгарантии) кредитные средства не по целевому назначению. Бывает. Уж очень деньги нужны. Война — дело дорогое. Простите, извините. Но сотрудничать Украина не отказывается. И Европа этому помешать, полагаем, теперь не сможет. Дело в том, что господа, запустившие майдан, вряд ли ожидали, что Украина доведёт себя до такого фантастического состояния всего за несколько месяцев. По идее, ей после переворота потребовалась бы некая финансовая помощь в разумных размерах с последующей отработкой каждого евроцента. Но на данный момент средства, которые нужны просто для того, чтобы Украина не рухнула окончательно в экономическую пропасть, ей никто в здравом уме не даст. У ЕС таких денег на эту страну нет, там и на своих не всегда хватает. С Россией Украина ведёт телевизионную войну, грозится отобрать по суду всё и требовательно умоляет о скидке на газ. А для США Украина интереснее в состоянии ходячего мертвеца, готового покусать соседей.

Для Китая же нынешняя Украина — это источник дешёвых продуктов питания и рынок сбыта для своей высокотехнологичной продукции. Но тут важным условием для сотрудничества будет являться целевое использование кредитов — то есть покупка китайского оборудования на китайские деньги и обеспечение работой китайских специалистов. Если же украинское руководство продолжит распоряжаться выделяемыми деньгами волюнтаристски, КНР может и охладеть к этому региону.

Что же касается проектов, завязанных территориально на ДНР и ЛНР, то республикам необходимо сделать главное — стать полноценными государствами. Пока, к сожалению, они находятся в процессе становления. Если им удастся пройти этот путь до конца, полагаем, Китай захочет вложить деньги в их угольную промышленность. Остаётся только пожелать молодым республикам быть разборчивей и осторожней, чем их страна-прародительница. Кстати, к проекту строительства глубоководного порта в Крыму Китай намерен вернуться. Но теперь в сотрудничестве с Россией.

Александр Фролов



Добавить комментарий