Существует аксиома на базе которой функционируют все страховые компании: сделать все возможное, чтобы не заплатить вам ни копейки. В принципе это логично, иначе бы они разорились. И все же, на мой взгляд, ушлость страховщиков иной раз зашкаливает, переходя в откровенное мошенничество. Причем не только российских или украинских, а вполне даже британских. За много лет путешествий по миру я делал страховки бесчисленное количество раз и за последние полтора десятилетия страховые случаи происходили со мной четырежды с половиной раза. Вы спросите почему с «половиной»? Об этом расскажу далее. Из четырех раз страховщики все четыре раза были проблемны в той, или иной форме и не выполнили своих обязательств. Но я отыгрался на страховщиках ответным «киданием» и баланс восстановился. Сегодня расскажу что со мной случалось в путешествиях и как решались вопросы со страховщиками. Местами это напоминает детектив, начну в обратной последовательности, с 2000-го года, когда впервые в жизни купил страховку в поездку —
Год 2000-ый, Таллин, медицинский случай, «Ингосстрах»
Иду по улице и вдруг что-то попадает в глаз, какая-то соринка. Вначале даже внимания не обратил. Но к вечеру глаз стал опухать, обильно слезиться, болеть. Явно инфекция. Достаю полис страхования, звоню как полагается в колл-центр, но разумеется не могу дозвониться. Весь вечер звонил — все время автоответчик. Потом была бессонная ночь с многочисленными попытками дозвониться — бесполезно. Под утро решаю идти в больницу, ибо воспалительный процесс продолжается и становится весьма больно. Обращаюсь в глазное отделение ближайшей районной больницы, где меня довольно быстро принимают, усаживают в кресло и делают все процедуры включая укол прямо под глаз. Уфффф, даже вспоминать жутко, не люблю уколы, тем более почти в глаз. Потом все прочищают, между веком и глазом вставляют какие-то прокладки от которых жжение такое, словно вам в глаза насыпали песок. И в итоге глаз залепляют марлевой повязкой на пластырях и отправляют… правильно, в бухгалтерию! Как иностранец я должен платить за медицинское обслуживание. Даю им полис Ингосстраха, а те говорят что не знаю что с ним делать, что со страховыми компаниями вообще никогда не сотрудничали. Меж тем, выставленный мне счет как сейчас помню — эквивалент порядка 400 долларов, которых у меня не было.
Как вы помните, с интернетом в те годы тоже было почти никак, вай-фаями и не пахло. Надо звонить в страховую и разбираться снова, но откуда позвонить? Непонятно, из регистратуры больницы международные звонки не разрешаются. В итоге я попросту сбежал из больницы через какой-то задний ход, словно я преступник. Вернулся в квартиру где тогда обитал, оттуда стал звонить в Ингосстрах и те вдруг ответили (вероятно колл-центр в те годы работал только днем, но никак не ночью?) и оказалось, что платить больнице они отказываются, поскольку я не позвонил заранее. На мои возражения, что телефон их колл-центра не отвечал, они сказали «этого не может быть» и вскоре попросту бросили трубку. Крайне неловкая ситуация. Получается, что страховая кинула меня, а я косвенно кинул больницу.
Повторюсь, это был 2000 год, почти 13 лет назад, с тех пор я с данной компанией никогда дел не имел по понятным причинам. Может быть они поменялись к лучшему, а может остались такие же. Мне сие неведомо.
Год 2007, Танжер (Марокко), медицинский случай, «РЕСО гарантия»
Данный случай убедил меня в том, что страховку следует покупать всегда минимальную и не вестись на разного рода накрутки вроде бесплатного лечения зубов (без личного участия), или страховая сумма не 15-20 тысяч евро, а скажем 50 или 100. На самом деле все это ерунда. Дело в том, что в большинстве стран мира первая помощь будет вам оказана по-любому, но денег больница от вас захочет здесь и сейчас, никто не любит ждать полгода выплат от вашей страховой. Так что геморрой вам (или вашим близким) обеспечен при любой страховке.
В Марокко у меня выпала пломба. Мелочь, знаю. Но правилами страховки было предусмотрено терапевтическое лечение. Я даже дозвонился до колл-центра и мне сказали куда обращаться. Но оказалось, что в нужной клинике надо записываться за 2 недели(!) вперед. Они шутят что ли? Я к тому времени уже буду дома. Марокканцы вежливо обьяснили, что если готов заплатить сразу и наличными, то примут прямо сегодня, но если через российскую страховую — через две недели. Пришлось заплатить. Те выдали все чеки об оплате разумеется. Только страховая не вернула ни гроша. Почти годичная переписка с ними закончилась ничем, они просто перестали отвечать. Хотел обратиться в суд, но в итоге махнул рукой. И какого черта покупать более дорогую страховку без личного участия, раз все равно почти всегда вам придется платить из своих и потом годами выбивать возврат?
Год 2010, Лиссабон (Португалия), отмена авиарейса, «Mondial»
Начну с тотальной антирекламы: никогда не покупайте никаких страховок на сайтах европейских авиакомпаний! Дело в том, что страховка, купленная на сайтах европейских авиакомпаний (обычно это будет страховка от «Mondial»), не работает в принципе для НЕграждан Евросоюза. Но об этом вас никто не предупреждает. Это написано мелкими буквами на 14-ой странице договора между сторонами. Причем, договор этот не хранится на сайте ryanair и easyjet, а вам надо идти по нескольким ссылкам к их партнерам. На мой взгляд — мошенничество чистой воды. Более того, до недавнего времени сайты лоукостов всякими хитростями пытались вам подсунуть страховку путем сложной системы галочек, которые вы должны были убирать в процессе бронирования. Потом у вас выскакивала табличка «Вернитесь и исправьте что-то…», вы возвращались на предыдущую страницу и галочки автоматом выставлялись снова. Однажды мы по невнимательности не убрали нужную галочку и невольно отдали порядка 30 евро за их страховку. В смысле за каждого. Да-да, лоханулся, знаю.
Так вот, купив невольно страховку мы взгрустнули, но жизнь сложилась так, что произошел страховой случай предусмотренный страховкой. Речь шла о рейсе EasyJet из Лиссабона на Мадейру. Мы попали в ураган и не смогли сесть в аэропорту Фуншалла; вернулись назад в Лиссабон и вылетели лишь через сутки. Напомню, что нам «повезло» попасть на остров в период, когда там черт знает что творилось: разорваны линии электропередач, ураганными ветрами повреждена крыша аэропорта, в горах сошло несколько селей, дороги размыты.
Вернувшись домой мы с друзьями решил обратиться в страховую, ибо страховой случай. Что они нам ответили? Правильно, что мы не граждане Евросоюза и платить они мне ничего не будут. Тогда почему вы взяли наши деньги? Вопрос повис в воздухе. Из этого мораль — никогда и ни при каких обстоятельствах не покупайте страховку на сайтах авиакомпаний, а в особенности запомните эту компанию Mondial — они активно раскручиваются и уже начали работать с парой ближневосточных лоукостов вроде Jazeera Airways и FlyDubai, если не ошибаюсь. Не связывайтесь, это всегда будет обман. А если купили по ошибке, как и я — забудьте и считайте деньги потерянными.
Год 2011, Каир (Египет), потерянный багаж, «Росгосстрах»
Сразу уточню, что багаж пропал не у меня (я почти никогда не сдаю багаж), а пропал он у моей спутницы. Мы прилетели в Каир в разгар событий на Тахрире, в стране царил дикий бардак, везде танки, протестующие, по ночам — мародеры и хулиганы. Адский треш, нас там едва на поколотили. В добавок еще и отменили наш рейс в Касабланку, нам пришлось гнать в Хургаду чтобы оттуда улетать в Швейцарию, потом мою спутницу не хотели впускать в Швейцарию. Помните? Так вот, вдобавок ко всему у девушки еще и чемодан пропал в Каире.
Израильская авиакомпания EL-AL ее кинула, заявив позднее что чемодан пропал по причине беспорядков в Египте и по правилам авиакомпании это не является страховым случаем. Так что даже извинений от израильтян не услышали. Что же касается российской страховой, то они оказались не лучше израильтян. Хотя их страховка как раз и покрывала стихийные бедствия, войны и прочее, но они требовали документ из авиакомпании или аэропорта о пропаже багажа. Мы им отправили копию справки. Но те возжелали оригинал. Послали оригинал заказным с уведомлением. Через месяц вернулась почтовая квитанция, что те письмо получили. Но на деле факт получения отрицали. В итоге у девушки не осталось ни оригинала справки из аэропорта Каира и не чемодана.
Наказать жуликов, или клин — клином вышибают
Помните, выше мы говорили про «четыре с половиной» страховых случая? Дело в том, что долгое время я испытывал сильное возмущение поведением страховых компаний. Понимаю, что ничего личного и они обманывают многих, а не только меня. Но я максималист и мое эго требовало реванша. Прошел год, прошел второй. Но все эти ситуации не забылись и периодически всплывали в памяти, стоило в каком-то контексте вспомнить про страховые компании. Наверное известные психологи сказали бы сейчас, что у тебя, Саша, был типичнейший психоз на тему обид нанесенных страховыми компаниями. И они наверное были правы. Но вылечиться от него нужно? Несомненно. Но как? Дать стаховщикам ответного пинка, даже символического.
Начали с той девушки, чей чемодан пропал в Каире. Надо было получить от Росгосстраха деньги. Даже если те намеренно потеряли её документы в случае с Каиром, то страховщиков надо заставить заплатить по другой статье. И случай вскоре представился. В один из дней, где-то год спустя после каирской истории, девушка имитировала пропажу багажа на рейсе российской авиакомпании, заявила о пропаже, потом дождалась ответа от авиаперевозчика что багаж пропал окончательно. И затем выбила эти деньги из упомянутой страховой. На территории России и с российскими документами было существенно проще, чем бодаться со страховой из-за границы и слать им в письмах оригиналы документов, которые те выбрасывают в мусор. Через несколько месяцев те ей заплатили около 12 000 рублей. Таким образом пропавший в Каире чемодан был компенсирован.
Что же касается меня, то памятуя о том, как EasyJet меня кинул, пропав недействующую страховку, я в следующий раз купил у них опцию на багаж, заполнил свой рюкзак как можно более тяжелым хламом и… мой багаж пропал. И я получил от авиакомпании ваучер на полеты их же компанией на сумму 300 с чем-то британских фунтов. Это было их предложение еще до начала разбирательств. И я согласился, ибо часто с ними летаю и данный ваучер использовал буквально в течении полугода после его получения. Вот как бывает в жизни: кто украл 30 евро — теряет 300. Хотелось бы, чтобы все подобные махинаторы были в какой-то момент наказаны.
Небольшой оффтоп, напоминаю, что прямо сейчас нахожусь в процессе выбивания денег из литовской прокатной фирмы Fortuna rent a car, которые украли с карточки 500 евро и всеми силами стараются их не возвращать. Кстати, парадоксальным образом, если они мне деньги так и не вернут, а Мастерекард вдруг откажет в чарджбэке — я получу приличную выплату от страховой. Но если они мне все вернут по-хорошему (либо через чарджбэк), то я получу назад эти 500 евро и все. Так что в плане денег выгоднее чтобы литовцы ничего не возвращали, а если по чести — лучше бы они вернули. Вот такая математика получается.
Резюме
И все же, несмотря ни на что, делать страховку в путешествиях необходимо. В серьезных случаях крупные страховые компании все же оплачивают лечение туриста, пусть и со скрипом и очень долго. По мелочам — да, они вас как правило обманут. Поэтому, на мой взгляд страховку стоит брать только на случай срочной госпитализации — а это позволяет любая, даже самая дешевая и минимальная страховка. Но переплачивать за нулевое личное участие, или какие-то расширенные услуги — вряд ли стоит. Скорее всего ничего они вам не заплатят.
Вопросы морали
Обязательно кто-то скажет, мол, не стоит уподобляться обманщикам и бороться с ними их же методами. Другие решат отфрендить, мол, мы такие честные и пушистые, а тут понимаешь ли попутчица puerrtto инсценировала пропажу чемодана. Давно заметил, что самые большие «моралисты» — это самые матёрые жулики, критикуя вас за малейший отход от общепринятых норм, они тем самым успокаивают собственную совесть 🙂
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.