За какими эмоциями едут в Китай слушатели MBA?

emociyami

Свой имидж «страны будущего» КНР грамотно использует и в развитии бизнес-образования. Среди декларируемых бонусов от учебы в Поднебесной – возможность освоить «язык будущего», познакомиться с особенностями бурно развивающейся «экономики будущего», завязать связи с азиатскими бизнесменами. Опять же – во имя счастливого будущего.

Хотя первые школы бизнеса в России и Китае появились почти синхронно, в начале 90-х, международный рынок МВА наш азиатский сосед завоевывает стремительнее. По данным министерства образования КНР, с 2007 года количество учащихся из разных стран мира, которые приезжают в Китай получать управленческие специальности, стабильно растет. В частности, число российских студентов увеличилось с 5 до 18 тысяч. По словам Чжи Сяоцяна, заместителя директора бизнес-школы Народного университета Китая, сегодня в стране 239 школ бизнеса, и уровень подготовки в некоторых из них приблизился к высоким стандартам, заданным старожилами из США и Европы. Так, в рейтинговую сотню МВА-программ Financial Times по итогам 2012 года вошло 5 бизнес-школ Поднебесной. К слову, России в этом списке вообще нет.

Цена имеет значение

Влияет ли степень международного признания на популярность китайского МВА среди иностранцев? Вопрос сомнительный. Есть более очевидные причины, одна из которых, безусловно, стоимость обучения. «В 2012 году самая высокая стоимость программ заочной формы в бизнес-школах Китая составляла 208 тыс. юаней ($33,4 тыс.), очной – 188 тыс. юаней ($30,2 тыс.), – говорит корреспондент сайта «Жэньминьван» Сюн Сюй. – Для сравнения: базовая плата за обучение в бизнес-школе при Гарвардском университете – $90–100 тыс. Кроме того, в США и Европе плата взимается в полном объеме за семестр или академический год, в Китае же – в зависимости от учебного этапа».

Значительно дешевле и сама жизнь в Поднебесной. По словам Натальи Балабановой, директора по развитию PortalChina.ru, расходы на проживание в Пекине и Шанхае – самых дорогих городах материкового Китая – составляют порядка $1000 в месяц, что несравнимо с затратами в Европе и нашей родной Москве. При этом содержание программ китайских МБА в целом соответствует программам от ведущих мировых бизнес-школ. Впрочем, как уверяют «продавцы китайского МВА», есть в нем и своя азиатская изюминка, которой в основном и заманивают иностранцев.

«Несмотря на то что MBA – это «импортный продукт», благодаря 20-летнему существованию на китайском рынке образования он постепенно приобрел местные черты, – уверен Лю Яньпин, директор Института экономики и управления Пекинского транспортного университета. – Так, например, программы разрабатываются в соответствии с отраслевыми потребностями, техническими требованиями и менеджментом в финансовой сфере». На базе модульной подготовки выявляются индустриальные особенности, что отличается от традиционной всеохватывающей модели обучения на Западе, постоянно расширяются внутренние и внешние связи, отмечает собеседник «Известий», и укрепляются контакты с предпринимательскими кругами. Кроме того, внимание акцентируется именно на китайских реалиях.

Экономика как соблазн

Под пресловутой «китайской спецификой» многие понимают и возможность завязать отношения с азиатскими парт­нерами, и реальные секреты бизнес-мастерства людей, строящих одну из самых стремительно развивающихся экономик мира. Поэтому перспектива постичь их, чтобы в дальнейшем использовать в своей работе, также «влечет и манит» многих. Правда, на деле зачастую оказывается, что полученные знания в реалиях другой страны не могут быть использованы как инструкция по применению. Так что уповать на исключительную полезность «МВА по-китайски» все же уместно тогда, когда студент намерен строить бизнес в самой Азии или с азиатскими партнерами. Неслучайно, чтобы изучить основные особенности бизнес-среды Поднебесной, студенты курса МВА-4 Московской школы управления «Сколково», подготовившие проекты для запуска на китайском рынке, прошли опциональный модуль в Шанхае.

Другое дело, что полноценно освоить столь специфические дисциплины на стыке бизнеса и культурологии – задача не из легких. «Я с трудом могу себе представить, чтобы обучение в школе давало студенту понимание, что такое китайский бизнес и как устроена китайская бизнес-среда, – рассуждает Альберт Крисской, член правления Русского клуба в Шанхае. – Что касается полезных знакомств и контактов, которые можно приобрести за время обучения… Это очень старый трюк тех, кто продает МВА. Да, конечно, завязываются какие-то отношения, их можно монетизировать, если вы уже работаете в компании, связанной с Китаем». А вот гарантом трудоустройства в КНР местный МВА считать не стоит. Китай не так открыт для иностранцев, как США и Европа. Там вполне достаточно своих кадров.

К слову, перспектива закрепиться в Китае не входит в число соблазнов, декларируемых продавцами МВА. С большим энтузиазмом они говорят о ценности китайских дипломов на мировом рынке. В последние годы стабильно растет спрос на выпускников китайских программ MBA из РФ и других стран мира, уверен Лю Яньпин. Зарубежным компаниям, в том числе и российским, все чаще требуются менеджеры, владеющие китайским языком, понимающие культуру Китая, обладающие международным мировоззрением и разбирающиеся в китайской действительности. «С точки зрения работодателя, наличие у кандидата диплома местной бизнес-школы вкупе с опытом работы в Китае имеет больше преимуществ, чем диплом элитной западной бизнес-школы, «не подкрепленный» опытом, – считает Наталья Балабанова. – Бурное развитие экономики Китая рождает спрос на специалистов, разбирающихся в тонкостях китайского бизнеса. А при условии знания китайского и английского выпускник МВА имеет возможность трудоустройства не только в представительствах российских предприятий, но и в китайских, гонконгских фирмах, в представительствах международных компаний».

Язык будущего в нагрузку

Еще один заманчивый бонус китайского МВА – возможность выучить китайский. Кстати, именно этим руководствуются многие из российских студентов, отправляющихся за «корочками» в Поднебесную. В одних школах «язык будущего» идет как отдельная дисциплина в рамках общей программы, а в других изучается факультативно, по желанию. Не секрет, что этот язык относится к категории сложных, поэтому покупаться на «100%-ный результат» по меньшей мере глупо. Например, Альберт Крисской, живущий в Шанхае уже много лет, убежден, что овладеть китайским в рамках МВА нереально. За это время можно осилить лишь базовый уровень, который позволит человеку разве что выбрать несколько блюд в ресторане, но никак не вести переговоры или деловую переписку.

Другое дело – подтянуть свой китайский, когда есть возможность постоянно общаться с носителями языка. «Сложностей с поступлением, языком и адаптацией я не испытал: за плечами уже были 3 курса московского иняза, – вспоминает Сергей Барабанов, аналитик горно-металлургической компании, получивший МВА в Huahong Normal University (город Ухань, провинция Хубэй). – Иняз – отличная базовая школа, поэтому полученных знаний хватило, чтобы за пару месяцев в «живой среде» научиться сносно понимать собеседников и общаться на большинство тем. Основная трудность – написание иероглифов от руки и запоминание тонов для каждой слоговой формы. Но я всегда рассматривал китайский язык как рабочий инструмент, а потому эти аспекты изучал ровно настолько, насколько надо было, чтобы сдать «на зачет», ибо в жизни и работе они абсолютно не нужны, если ты не каллиграф или ученый-китаист».

Штаны на обед

Любая международная бизнес-школа – это своего рода Ноев ковчег, где собрались студенты из разных стран мира, со своими традициями, обычаями и менталитетом. За время учебы просто невозможно не совершить «кругосветное путешествие» по культурам других народов. Китай в этом плане дает дополнительный бонус, позволяя погрузиться в местный колорит. География студентов, конечно, не столь разнообразна, как в европейских и американских школах: все-таки основной контингент учащихся – выходцы из Африки, Ближнего Востока, Индии, Вьетнама, Кореи, Японии. Зато в Поднебесную стекаются порой довольно интересные личности. «Практически все наши студенты из Африки и Ближнего Востока – очень непростые люди, имеющие связи в правительственных и бизнес-кругах, – подчеркивает Сергей Барабанов. – Например, пару лет назад у нас в школе был иракец, сын какого-то министра, и мы знали, что, пока он тут учился, у него на родине кого-то из родственников даже похищали. Есть дети арабских шейхов из Саудовской Аравии, Катара, Кувейта, ОАЭ, им платят стипендию от $3 до 5 тыс. в месяц, потому что, по их понятиям, это минимальный доход, позволяющий не умереть с голоду. Тут они отрываются по полной, алкоголь, женщины – дома-то так не забалуешь…»

Очевидно, что для определенной категории студентов, приезжающих в Китай, скорее важна экзотика, а не качество образования. Кстати, это далеко не самый редкий мотив и для россиян. Анна Кириллова из Москвы приехала в Китай… за Китаем. «Три года назад я даже не сомневалась в своем решении связать жизнь с Поднебесной, – рассказывает она. – Когда друзья спрашивали: «Чем ты будешь зарабатывать себе на жизнь?» – отвечала: «Чем бы я там ни занималась, будет интереснее, чем в России». Поразмыслив, я все-таки поняла, что ехать в незнакомую, хоть и вожделенную страну просто так – глупо, и решила поступать на китайский МВА, чтобы потом закрепиться (в этой стране. – «Известия»). Меня не пугало, что я еду одна, с «никаким» китайским. Я даже палочками не умела есть, что, кстати, доставило мне куда больше проблем, чем трудности перевода».

Хотя трудности все-таки были, причем не обошлось и без курьезов. Как-то в ресторане Анна с сокурсницами повергли официанта в шок, умоляя принести к еде «куцы» (штаны) вместо «куайцзы» (палочки). Ситуацию усугубляло то, что девушки при этом усиленно жестикулировали двумя пальцами в надежде на то, что так будет понятнее, а он от этого еще больше краснел. В итоге охрана чуть не выставила их на улицу, но вовремя подоспела студентка, владевшая китайским на приличном уровне…

Получив степень МВА, Анна вернулась в Россию – интерес к стране мечты за время обучения изрядно поугас. Не всем дано адаптироваться к местным условиям, понять загадочный китайский менталитет и найти себя в новом мире. Но два года в Поднебесной по силе эмоций и ощущений перекрыли все, что было до этого. Видимо, оно и правда того стоит…

Рейтинги растут

Китайский рынок МВА хоть и самый стремительно растущий, но не единственный в регионе. Бизнес-образование на просторах Азии также активно развивается в Сингапуре, Индии, Японии, менее интенсивно – в Таиланде, Южной Корее и на Филиппинах. Так, французско-сингапурская школа INSEAD по итогам прошлого года стала шестой в рейтинге Global MBA Rankings, дышит в затылок Indian Institute of Management, вырвавшись на 8-е место. Стоимость услуг примерно одинакова: год обучения в индийских школах обойдется в $23–50 тыс., в сингапурских – около $45 тыс., японских – $33–44 тыс.

mofyy

izvestia



Добавить комментарий